Аргументы на тему: Почему важно сохранять исторические памятники? (для итогового сочинения)
Многомудрый Литрекон подготовил для Вас список аргументов из русской и зарубежной литературы, которые помогут проиллюстрировать тезисы на тему «Почему важно сохранять исторические памятники?». Что касается итогового сочинения, данная тема входит в блок «Забвению не подлежит». Это один из вариантов раскрытия этого направления. Кроме того, данная подборка примеров из литературы может пригодиться при написании эссе по русскому языку. Ниже приведены названия произведений, имена героев, основная мысль, идея, наиболее яркий эпизод по теме и микровывод. Основной же тезис звучит так: безусловно, важно сохранять исторические памятники, потому что в них отражена культура народа, его многовековая история и опыт, культурные достижения. Именно с памятниками связано множество страниц истории государства. Таким образом, беречь исторические памятники – значит оберегать саму историю народа и ценить опыт предков.
- «Письма о добром и прекрасном» («Ансамбли памятников искусства») Д.С. Лихачёв. Советский и российский филолог, писатель, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачёв поделился своим мнением о необходимости бережного отношения к историческим памятникам в своём произведении «Письма о добром и прекрасном», а именно – в главе «Ансамбли памятников искусства». Академик начинает с таких слов: «Каждая страна – это ансамбль искусств». Затем автор перечисляет архитектурные и культурные достоинства разных городов России. Например, Новгород стоит на третьем месте по величине и ценности древнерусской живописи. Будучи в этом городе, непременно стоит обратить внимание на иконы. Русская живопись XVIII-XIX веков великолепно представлена в Костроме, Горьком и Ярославле. А Томск и Вологда знамениты деревянной резьбой. Страшно представить, что случится, если всё это историческое достояние решат уничтожить. В таком случае страна лишится своего богатства, своей истории и культуры. Будет утерян опыт тысячелетий. «Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль», – пишет Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
- «Чучело» В.К. Железников. Владимир Карпович Железников в своём произведении «Чучело» рассказал о том, как создавалась галерея одного художника. Живописец был крепостным крестьянином и талантливым человеком. Собрать полотна в единую коллекцию решил его праправнук Николай Николаевич – ветеран войны. Далось это ему непросто: на полотна мужчина тратил почти всю свою пенсию. Кроме того, некоторые картины приходилось искать. Молодые ребята, которые жили в одном городе с героем, не понимали значения того, чем занимался ветеран. А потому они дразнили Николая Николаевича «заплаточником». Всё потому, что у коллекционера не оставалось средств для того, чтобы своевременно обновлять гардероб. Так прошло несколько лет. В разговоре с внучкой Николай Николаевич делится своей историей: когда он лежал в госпитале, ему приснились полотна его прапрадеда и воодушевили его собрать коллекцию. Живопись стала одним из стимулов для выздоровления бойца. У него оставалась цель, ради которой стоило воевать и терпеть лишения. Но в процессе общения с внучкой и долгих размышлений Николай Николаевич понял, что такое культурное богатство не должно принадлежать одному человеку. Им нужно поделиться со всеми, чтобы каждый человек мог вдохновиться искусством родного края. Поэтому собранные картины герой подарил своему родному города. Это была первая галерея в этом крае – первое место, где жители города могли насладиться искусством, окунуться в прошлое своей малой родины, узнать её историю через творчество её жителей. Таким образом, один человек смог сохранить исторический памятник своей родины, а вместе с тем обогатил культурное наследие как своего города, так и целой страны. Также это дало другим людям возможность приобщиться к искусству и получить новый стимул к развитию и творчеству.
- «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Примечательно, что роман французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» начинается не с рассказала о действующих лицах, а с описания места действия – знаменитого и весьма значимого храма в Париже. Хотя в данном произведении историческое здание словно само является одним из главных героев – настолько важную роль оно играет. Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось ещё в XII веке. Ко времени, в которое жил и творил писатель – XIX веку, собор заметно обветшал. Но власть оставалась равнодушна к проблеме. Виктора Гюго возмущала и волновала эта ситуация. Так что и герой его, бродя по руинам храма, высказывает свои недовольство и переживания на этот счёт. А картина в самом деле жуткая: стёкла разбиты, стены заросли мхом, каменные плиты растрескались. В попытке решить проблему писатель сочиняет захватывающую историю о надписи на стене собора, красавице-цыганке, офицере, горбуне и не только. Читателям так понравился роман, что они задумались о ценности собора Парижской Богоматери и призвали властей Парижа к ответу. Правительство услышало просьбу народа и отреставрировало Нотр-Дам-де-Пари. Таким образом, был сохранён чрезвычайно важный исторический памятник. Это здание хранит воспоминание о событиях нескольких веков – начиная с самого появления в XII веке. Это весьма значительная страница в истории Франции. Сейчас храм заслуженно является одной из главных достопримечательностей как Парижа, так и всей страны. Он ежегодно приносит в бюджет Франции миллионы евро, ведь туристам интересны уникальные исторические достопримечательности, а не панельные многоэтажки.
- «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» – один из самых древних памятников литературы. На сегодняшний день имя автора нам доподлинно неизвестно. Рукопись была найдена в XIX веке графом Мусиным-Пушкиным. Тот самый первый экземпляр, к сожалению, был утерян во время пожара в Москве в 1812 году. Это вызывает споры между исследователями о подлинности сохранившихся копий. На самом деле, «Слово о полку Игореве» – важный исторический памятник. Это произведение повествует о событиях, произошедших много веков на Руси. Благодаря этому тексту, нам известны имена князей, а также есть представление о разногласиях между ними, о противостоянии с половцам и многом другом. Если бы тогда, в XIX веке, людям удалось сберечь оригинальную рукопись, дискуссий и сомнений в отношении поэмы и событий, в ней описанных, было бы меньше. Таким образом, эта ситуация – наглядный пример того, почему столь важно и необходимо сохранять исторические памятники. Именно в них мы черпаем представление о нашем прошлом, о прошлом нашего государства, об опыте и достижениях наших предков.
- «В списках не значился» Б.Л. Васильев. Исторический памятник – это не всегда массивное здание или бронзовая скульптура. Памятником может быть и ценное литературное произведение. Роман Бориса Львовича Васильевича «В списках не значился» – пример такой книги. В нём автор запечатлел на долгие годы подвиг советского солдата Николая Плужникова. На самом же деле, главный герой – это собирательный образ всех безымянных солдат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которые погибли в то страшное время, защищая Родину. По сюжету, юноша не успел отметиться на боевом посту, когда начались кровопролитные сражения. Коля Плужников принимал участие в обороне Брестской крепости. Все его товарищи в этом деле погибли. Но даже оставшись один, герой не утратил храбрость и силу духа, он продолжил нападать на врага ночами. Однажды неприятель всё-таки поймал советского солдата. И даже враг отдал честь Николаю Плужникову – отважному герою, защитнику своей страны. Таким образом, Борису Львовичу Васильеву удалось на примере судьбы одного солдата запечатлеть в историческом памятнике подвиг всех героев, которые остались после смерти безымянными. Это бесценный опыт прошлых поколений и важная страница в судьбе нашего государства, поэтому необходимо сохранять исторические памятники. Будущим поколениям всегда есть чему поучиться у предыдущих. Этот пример поможет нам развить такие полезные качества, как стойкость, смелость и патриотизм.
- «О дивный новый мир» О. Хаксли. Роман английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» повествует об обществе, которое отрицает свою историю. Они не желают «омрачать» свою жизнь воспоминаниями о страшных событиях прошлого. Они стремятся искусственно создать «идеальный мир», но получается лишь его иллюзия. В действительности в этом обществе нет чувств и идеалов, нет институтов семьи и брака, дружбы. Нет вообще каких-либо ценностей, которые в нормальном мире формируются годами, а то и десятилетиями. Каждый новый индивидуум этого «идеального» общества напоминает скорее пустышку, которая не мыслит по-настоящему и тем более – не чувствует. Эти люди живут, ориентируясь не на опыт предков и уроки прошлого, а на рефлексы и инстинкты. Но есть всё-таки герой, который заметно выделяется на фоне этого холодного и искусственного общества – это Дикарь. Он был воспитан на истории, он знает о достижениях и ошибках прошлых эпох. Именно эти знания позволяют ему развиваться всесторонне и быть настоящей личностью. Таким образом, Олдос Хаксли наглядно изобразил, что случится, если вдруг люди забудут о своём прошлом и перестанут беречь исторические памятники – ничего хорошего из этого не выйдет. Такой страшный шаг приведёт к тому, что из года в год будут повторяться одни и те же ошибки – ведь не выучены уроки предыдущих поколений. Кроме того, постепенно исчезнут чувства, эмоции, воспоминания, отношения – словом, всё, что делает человека человеком. Чтобы не допустить всего этого кошмара, важно сохранять исторические памятники.
- «Пушкину» С.А. Есенин. Проблеме сохранения исторических памятников посвящена не только проза, но и лирика. Например, стихотворение Сергея Александровича Есенина «Пушкину». В нём поэт благодарит поэта и воспевает творчество и вклад в культуру Александра Сергеевича Пушкина. Лирический герой С.А. Есенина стоит на Тверском бульваре – возле памятника А.С. Пушкину. «В бронзе выкована слава» – вот что пишет Сергей Александрович об авторе, которым восхищается. Заканчивает рязанский автор такими строчками: «Ещё я долго буду петь… Чтоб и моё степное пенье Сумело бронзой прозвенеть». Таким образом, для деятелей культуры памятник – это и благодарность, и признание, и возможность оставить память о себе и своём творчестве будущим поколениям. Быть может, мимо пройдёт человек, заинтересуется, кому же посвящена та бронзовая статуя, и откроет для себя произведения того или иного поэта, писателя, художника или учёного. Так что важно сохранять исторические памятники как дань деятелям прошлого, которые внесли значительный вклад в обогащение культуры и науки, и как память об опыте прошлых веков.
- «О памятниках культуры» В.П. Катаев. На вопрос «Почему важно сохранять исторические памятники?» отвечает Валентин Петрович Катаев в своём произведении «О памятниках культуры». Рассказчик повествует о том, как тяжело ему переживать утрату тех или иных памятников в родном городе, а также о том, как многое теряет народ, культура и история, когда первозданный вид статуй и зданий меняется или вовсе разрушается и уничтожается, заменяется иными постройками. В качестве примеров герой приводит в том числе памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Тверском бульваре и Страстной монастырь. Таким образом, автор хочет сказать, что вмешательство экономики в культуру сравнимо с вмешательством в саму историю, как будто мы решаем, что выгодно оставить, а что лучше убрать из соображений экономии места в учебнике. Такой подход нарушает целостность научных сведений и лишает их достоверности. Исторические памятники – это поистине достояние народа, они вмещают в себя опыт и достижения прошлых эпох. Именно поэтому так важно сохранять и оберегать их.
- «Чёрные доски» В.А. Солоухин. Владимир Алексеевич Солоухин в своём произведении «Чёрные доски» поднимает проблему сохранения исторических памятников. Некоторые факты представляются действительно ужасающими – церкви разворовываются, ценные книги сдаются в утиль, а из старинных икон сколачивают ящики. Писатель описывает случай в городе Ставрово. Там в церквях устраивали мастерские. Таким образом, литератор призывает читателей задуматься о том, что подобное разрушение святынь – это кощунство. Кроме того, церкви, иконы, кладбища – всё это также является историческими памятниками. А многие из них и вовсе были созданы несколько столетий назад и представляют собой культурную ценность, являются произведением искусства. Потому их разрушение равно уничтожению исторических памятников, а значит, недопустимо. Ведь вместе с историческими памятниками стираются важные страницы истории государства, опыта предков, достижений прошлых эпох. Без этого богатства Россия утратит часть своего уникального культурного наследия, которое демонстрирует ее самобытность.
Автор: Мария Сербина