Аргументы на тему: Гордость и смирение в романах Ф.М. Достоевского

Как часто в жизни нам приходится слышать выражения «гордый человек» и «смиренный человек», но что они на самом деле означают? И всегда ли можно отнести человека к той или иной категории? Смиренный человек – терпеливый, готовый принять любые обстоятельства, часто всецело полагающийся на волю провидения. Гордый человек – тот, кто обладает чувством собственного достоинства, осознаёт свою ценность. Однако и смирение, и гордость бывают разными: чрезмерная гордость перерастает в гордыню, а безропотное смирение – в невозможность постоять за себя там, где это действительно необходимо. Многомудрый Литрекон знает, как разобраться в сложном направлении. Нужно обратиться к прозе Ф.М. Достоевского, который точно ответит на все вопросы.

Гордость

  1. Положительная гордость. Героиня романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, Аглая Епанчина – девушка с импульсивным характером и бесстрашным нравом. Про неё можно сказать – гордая девушка. Она знает цену себе и своим поступкам, и ждёт того же от окружающих. Не стесняясь при всех, она читает стихотворение «Рыцарь бедный», в котором практически напрямую признаётся в симпатии к Мышкину. Она ценит свои чувства и не считает зазорным признаться в них, пусть и иносказательно. Её не заботят толки и пересуды.
  2. Отрицательная гордость. Героиня романа «Идиот» Ф. М. Достоевского, Аглая Епанчина — очень гордая девушка. Одним из самых ярких примеров её гордости может послужить сцена объяснения с Настасьей Филипповной в присутствии Мышкина. Между ними завязывается неприятный разговор. Само нахождение Аглаи в доме Настасьи Филипповны – рискованное предприятие с её стороны. Когда князь, сжалившись над чувствами Настасьи, кидается к ней, чтобы помочь этой бедной женщине, Аглая воспринимает это как оскорбление. Она тут же прекращает общение с Мышкиным, считая его предателем. В целом, поведение Аглаи здесь незрело, она слишком юна и не понимает истинных мотивов князя. Если бы она поняла его, то непременно простила. Ведь Львом Николаевичем двигало исключительно сострадание к заблудшей душе. Но Аглая горда, и для неё это значит, что Мышкин предпочёл другую. Если он сделал свой выбор, то и Аглая делает свой – отказывается от чувств к нему: теперь он их не достоин. Полумер и полутонов для неё не существует. Однако гордость хороша в паре с благоразумием. Ведь именно из-за человеколюбия Аглая предпочла князя многим другим. И именно из-за этой черты он не мог поступить иначе.
  3. Гордость как чувство собственного достоинства. В повести Ф.М. Достоевского «Кроткая» автор рассказывает о юной девушке из бедной семьи. От безысходности она выходит замуж за человека намного старше её. Он — ростовщик. Вопреки названию повести, девушка, имени которой Достоевский не называет, обладает пылким характером, способна и любить, и ненавидеть. Её муж выработал странную систему обращения с женой. Чтобы показать своё преимущество по положению, развитию и возрасту, он стал наказывать девушку молчанием и холодностью. В начале повести она относилась к мужу со свойственными юности горячими порывами, хотела обнять его, говорить с ним, на что неизменно в ответ получала холод и молчание. Душа героини не выдержала такого обращения. Муж ценил её красоту и добрый нрав, но ни слова не говорил об этом. Наоборот, чем больше нравилось ему в жене какое-либо качество, тем более он усиливал молчание. Девушка, несмотря на крайне бедное положение, от природы была наделена чувством собственного достоинства. Она искренне презирала род занятий мужа, и из-за системы воспитания, которую он разработал, стала и к нему относится соответственно. Её натура требовала борьбы, но социальные условия не оставили её выхода – уйти от мужа она не могла. Девушка решила покончить с собой. Она бы могла мириться с бедностью и трудным положением, но у неё отняли свободу, мучили, постоянно подчёркивая неравенство. И её гордость, природное чувство самоуважения не позволили ей мириться с этим.
  4. Гордыня. Гордой можно назвать героиню романа «Братья Карамазовы» – Катерину. Первоначально девушка была невестой старшего брата – Дмитрия. Но Митя, как и его отец, был страстно влюблён в Грушеньку. В прошлом между Катериной и Дмитрием произошла история, послужившая началом их совместной жизни. Дмитрий спас отца Катерины, отдав ей нужную сумму денег. Девушка из благодарности согласилась стать его невестой. Но когда тот вернулся к отцу, и встретился с Грушенькой, то охладел к Катерине. Она же прониклась симпатией к среднему брату – Ивану. Но девушка не давала себе разрешения разорвать отношения с Дмитрием. Она поставила себе целью его спасение, так как Митя когда-то спас её отца. Гордость Катерины не позволяла ей принять этот жест и разрешить себе новые отношения с человеком, который искренне любит её. Митя действительно нуждался в помощи, страсть овладела им. Однако, когда благородный поступок совершается из-за гордости, то она превращается в гордыню, и благородная цель перестаёт быть таковой. Нельзя спасти насильно. Мите тяжелее всего давались попытки Катерины помочь ему. Он страдал от этого. Более того, Катерина была уже ничего не должна ему, ведь сам Митя взял у неё три тысячи рублей, не сообщив об этом. Катерина знала, куда пропали деньги, но вместо того, чтобы почувствовать своё право расстаться с Дмитрием, она считала своим долгом спасать его. Таким образом, страдала сама и делала больно обоим братьям.

Смирение

  1. Смиренный человек. В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Лев Николаевич Мышкин воплощает образ смиренного, кроткого человека. Человека милосердия и христианской добродетели. Мышкин смирено принимает своё положение – несмотря на знатное происхождение, в начале повествования он — человек небогатый. Деньги его не интересуют, и он приезжает к знатным родственникам не за возможным богатством, а для того, чтобы обрести близких людей. Мышкин пытается помочь своему антагонисту – Рогожину. Изо всех сил он старается вернуть этого человека на путь истины и добра, излечить от страстей. Так же, как и Настасью Филипповну. Мышкин не обозлился, когда Парфен пытался убить его. Более того – князь жертвует своим здоровьем, проведя последнюю ночь на квартире у Парфена, вместе с ним переживая всю тяжесть совершённого им преступления, – убийства Настасьи Филипповны. Мышкин жертвует и своей любовью – Аглаей из-за сострадания к несчастной судьбе Настасьи.
  2. Трагические последствия смирения. В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» изображен смиренный человек, который жертвует собой, помогая другим. Он без ропота принимает все испытания, которые посылает судьба, и старается лишь смягчить эти удары для других людей. Но несмотря на полную самоотдачу героя, окружение часто не понимает его. Многие видят в нём большого оригинала, кто-то посмеивается, кто-то относится с большим теплом, например, мать Аглаи. Однако её мнение часто меняется. Аглая оценила всё благородство души Мышкина, но и она в конечном итоге не смогла понять его до конца. Смирение Мышкина губительно для него, вероятно, именно поэтому Фёдор Михайлович снова ввергает его в беспамятство. Князь – человек отдающий, но, когда отдаёшь сверх меры, сверх того, что имеешь сам, губишь себя.
  3. Смирение — показатель силы духа. В романе «Братья Карамазовы» образ младшего брата Алёши – очень трогательного и кроткого юноши — можно назвать примером смирения. Но смирения действенного. Алексей – единственный в семье, кто хорошо и сочувственного относится к отцу и двум другим братьям. Какая бы ни была его семья, он любит этих людей, и душа его болит за них. Алёша, подобно Юшке, не озлобляется, когда дети попадают в него камнями, а один мальчик кусает за палец. Напротив, он узнаёт, что ему нужна помощь, что этот ребёнок, и вся его семья нуждаются в сочувствии. Алёша безропотно выполняет просьбы Грушеньки – девушки, которая окончательно запуталась в своих чувствах, но доброй внутри. Также спокойно он переносит и все сцены Лизы – девушки со слабым здоровьем и вспыльчивым характером. Даже, когда она пишет любовное послание его брату – Ивану, Алексей не осуждает её и не делает замечаний. Тяжело Алексею даётся сцена в монастыре, где он был послушником, а его отец, Фёдор Карамазов, паясничал и оскорблял духовенство. Однако Алёша не обиделся на отца, не озлобился против него, но напротив, на протяжении всего романа показывал своё доброе отношение к старику. Нужна большая сила духа для того, чтобы не отвернуться от человека, когда тот ведёт себя подобно Фёдору Карамазову.
  4. Смирение во благо. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» демонстрируется вся целебная сила смирения. Главная героиня романа оказалась в тяжелых жизненных обстоятельствах, в которых ей пришлось взвалить на себя заботу о большой семье. В те времена для женщин без образования и без определенного социального статуса не было иной работы, кроме проституции. Соня, чистая, искренняя и верующая девушка, была вынуждена запятнать себя позором разврата. Другая героиня не стала бы жертвовать собой ради детей и мачехи, которые даже не являются ее родственниками. Но Соня смирилась с этой необходимостью и приняла судьбу как должное. А что было бы с семьей, если бы она возгордилась и не стала терпеть подобную «эксплуатацию»? Дети умерли бы от голода, как и их больная мачеха, а сама Соня все равно не смогла бы прокормить себя иначе. Значит, смирение не только помогло самой Соне сохранить свою душу незапятнанной, но и сохранило жизнь семье Мармеладовых.

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Анастасия:

    Спасибо вам большое! Это один из лучших сайтов по литературе. Ваши анализы явно превосходят остальные сайты с разборами. Я безмерно рада, что вы есть. Если имеется куда закинуть донат, то скиньте ссылку на почту. ♥♥♥

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *