Аргументы на тему: Доброта и жестокость в поэмах М. Ю. Лермонтова

Дихотомия добра и зла нашла отражение в поэзии М. Ю. Лермонтова, в частности, его поэмах. Рассмотрим различные ситуации в трех знаменитых произведениях: «Мцыри», «Демон» и «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Мцыри»

  1. (Кого можно назвать добрым человеком?) Поэма повествует о пленном юноше-горце, который вырос в христианской обители. Добрые монахи приютили заболевшего мальчика, научили своему языку и окрестили. Мцыри, будучи иноверцем, не чувствовал унижений со стороны собратьев, он стал как будто бы своим. И даже после его побега жители монастыря не стали относиться к нему плохо: они переживали за его жизнь, ухаживали за ним. К нему приходит иеромонах, который его крестил – видя муки подопечного и предвещая его смерть, он пришел исповедовать юношу. В христианстве исповедь является важной частью человеческой жизни, и «старик», как его называет Мцыри, дает герою возможность раскаяться за свои грехи перед тем, как уйти в иной мир. После он выполняет его последнее желание – беглец хотел, чтобы его перенесли в дальний угол сада, откуда ему будут видны хотя бы издали родные края перед кончиной. Несомненно, обитатели монастыря были очень добры к Мцыри в течение его недолгой жизни. Их отношение к бунтарю было милосердным и отзывчивым, они не осуждали юношу за его выбор, что говорит об их смирении и кротости. Именно совокупность этих черт называется «добротой», и можно смело сказать, что обитатели монастыря вполне заслуживают такого определения.
  2. (Может ли доброта навредить человеку?) Доброта оказалась для Мцыри смертельной. Монахи создали для мальчика-горца некую клетку, из которой он не мог выбраться. Пленник всегда находился в монастыре, чьи законы ему приходилось соблюдать, даже если ему не хотелось. Душа горца – метущаяся, свободолюбивая, она никак не могла смириться с темницей, в которой ее пытались запереть. Собратья Мцыри, возможно, не понимали его душевных терзаний, но отпускать не хотели – после его побега за ним послали погоню. Они, в отличие от героя, успели «пожить», «увидеть свет», а потом самостоятельно сделали выбор в пользу отшельнической жизни. В своей исповеди Мцыри говорит: «…Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, — я также мог бы жить!». Монахи спасли его, однако их доброта обернулась жестокостью, лишив пленника возможности самому избрать свой жизненный путь.

«Демон»

«Демон» — романтическая поэма, именуемая автором как «восточная повесть». В ней противопоставление доброты и жестокости становится очевидным: зло олицетворяет Демон, добро – Ангел.

  1. (Жестокость начинается с эгоизма; Жестокость в любви) Образ Демона в произведении неоднозначен и сложен. «Дух изгнанья», чьим наказанием стала вечная жизнь, страдал от тоски («Он сеял зло без наслажденья», «И зло наскучило ему»), но, увидев прекрасную Тамару, он изменился, в нем проснулось давно забытое чувство – стремление к добру, красоте, любви. Однако Демон не становится положительным героем. Решив завоевать красавицу, он в первую очередь избавляется от соперника, ее жениха – ночью на его караван нападают разбойники, и его убивают. Далее «изгнанник рая» начинает соблазнять Тамару сладкими речами. «Чудно-новый» голос, слышимый ночами, рождает в девушке бурю эмоций, среди которых не только влюбленность, но сомнение: набожная героиня догадывается, кто ее навещает, поэтому уговаривает отца отправить ее в монастырь. Но Демон не сдается и жестоко отвечает Ангелу-Хранителю Тамары, что он уже отравил ее разум, поэтому ее душа принадлежит ему. Он целует бедную девушку, и при поцелуе яд его души проникает в ее сердце, из-за чего она умирает. Демон знал, что подобные действия для простого человека смертельны, но ему были важны только его чувства: томимый тоской, он хотел изменить свою жизнь, и его эгоизм губит ту, с чьей помощью он хотел это сделать.
  2. (Нужно ли противостоять жестокости?) В поэме присутствует Ангел, который охраняет Тамару. Она не видит его, но он наблюдает за ней и даже пытается противостоять Демону и его жестокой игре на чувствах героини. Херувим корит своего врага за то, что тот посягнул на его «святыню». Но он также понимал, что Тамара сама открыла Демону свое сердце, которое он отравил, поэтому борьба на земле для него была окончена. Однако, когда девушка умерла, Ангел все-таки успевает спасти ее душу: он, успокаивая, уносит ее в своих объятиях на небеса, где «изгнаннику» до нее не добраться. Херувим оправдывает Тамару: ее любовь к Демону была чистой, она поверила в его речи, почувствовала его страдания и пожалела; из-за этой мягкости она становится легкой добычей надменного искусителя, но божий посланник борется за ее душу и не отдает ее адскому пламени. Только эта борьба и противостояла сатане, не будь ее, он погубил бы девушку даже в следующей жизни, но Ангел защитил ее и, как мы видим, не напрасно. Значит, необходимо сопротивляться злу и отстаивать свои идеалы, только такой ценой восторжествует справедливость.

«Песня про купца Калашникова»

Поэма стилизована под такой жанр, как «сказание», и ее темой становится событие, произошедшее при царствовании Ивана Грозного – так автор, живший при Николае I, смог в обход цензуры поднять в произведении проблему взаимоотношений власти и простого человека. Центральные герои повествования вынесены в название – это царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, и купец Калашников. Их условно можно разделить на два «лагеря»: власть имущие становятся отрицательными, несправедливыми героями, не могущественный человек – положительным, вызывающим уважение.

  1. (Можно ли оправдать жестокость?) В самом начале поэмы Кирибеевич рассказывает монарху о тяготившей его печали – он влюблен в прекрасную девушку, Алену Дмитриевну, но она не отвечает ему взаимностью. Тогда Иван Васильевич предлагает найти ее расположение дорогими подарками – яхонтовым перстнем и жемчужным ожерельем. Но хитрый опричник не сказал всей правды: его возлюбленная уже замужем. Это не останавливает молодого человека. После вечерней службы в церкви он дожидается, когда по улице будет идти только одна Алена Дмитриевна, и начинает к ней приставать: целует, обнимает, держит за руки крепко, чтобы не убежала, обещает подарить различные богатства и нарядить как царицу. Молодая женщина сначала сильно оробела и замерла, поэтому не сопротивлялась. Это все видели посторонние: «А смотрели в калитку соседушки, Смеючись, на нас пальцем показывали…». Таким образом, Кирибеевич опозорил бедную Алену Дмитриевну и ее мужа. Эгоистичный опричник не думал последствиях своих жестоких действий, ведь он привык оставаться безнаказанным. Конечно, он оправдал свой поступок страстью, но, с точки зрения морали и права, он совершил подлость и преступление, которые не могут быть оправданы никаким чувством, ведь оно даже не взаимно. Домогательства к замужней женщине, как разновидность жестокости, преследовалась и преследуется законом даже в наш век, а потому ни о каком снисхождении в его оценке не может быть и речи.
  2. (Добро должно быть с кулаками) Узнав о нападении опричника на супругу, купец сначала корит жену, однако, узнав всю правду, готов отстоять ее честь, потому что она невиновна. Он собирается выйти на кулачный бой с Кирибеевичем, хотя понимает, что живым оттуда не уйдет – уж больно царь благоволит его противнику. Но отдать свою жизнь за справедливость герою не страшно. Он даже просит своих братьев при неблагоприятном исходе вступиться за Алену Дмитриевну и продолжить бой с опричником. Калашников мог ничего не предпринимать против власти, однако ему было жаль свою испуганную и опозоренную жену; кроме этого, для него важно восстановить честь семьи, в которой растут маленькие дети. В поединке он побеждает Кирибеевича, ударив того в висок. Молодой человек умирает, и за это Иван Васильевич приказывает казнить купца. Добрый Калашников не умоляет о помиловании, но просит за свою семью. Даже перед смертью все его мысли сосредоточены вокруг нее. Он откровенно признает, что специально убил соперника, однако причину не озвучивает – это нанесет большой урон по репутации его жены, которая останется вдовой. Таким образом, свои идеалы нужно уметь защитить, поэтому доброта должна опираться на силу.
  3. (Доброта всегда ценится, ее помнят и уважают люди) Царь проникся уважением к честному купцу и обещает одарить его семью, однако вместе с этим отдает приказ о жестокой казни: бойцу отрубают голову и хоронят вне кладбища, в чистом поле, где ставят безымянный кленовый крест. Лермонтов оценивает это следующим образом: «И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною». Для человека набожного, каким являлся герой, такое погребение недопустимо, но никто не способен перечить Ивану Васильевичу, которого не даром прозвали Грозным. Но, несмотря на это, люди не забывают честного и смелого купца, оставшегося в народной памяти героем. Он постоял не только за свою честь, но и за права всех мирных жителей, которых притесняли фавориты царя. Поэтому его помнят и чествуют, а вот опричника народная молва воспринимает лишь как антигероя, которому досталось по заслугам.

Таким образом, жестокость персонажей Лермонтова зачастую выходит на первый план в его произведениях. Однако противостоящая ей доброта выигрывает: Мцыри перед смертью удается насладиться свободой, Тамара попадает в рай, Калашников отстаивает достоинство семьи и приобретает народное уважение и память. Писатель показывает, насколько разными могут быть жестокость, лукавство, эгоизм, но они не в силах победить открытость, честность, свободолюбие и искренность.

Автор: Альбина Исмаилова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *