Аргументы на тему: Доброта и жестокость в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
Комедия в четырех стихах А. С. Грибоедова очень красочно показывает доброту и жестокость светского общества начала девятнадцатого века, поэтому Многомудрый Литрекон обратил внимание на данное произведение.
- (Может ли доброта сочетаться с жестокостью?) В произведении нет однозначно добрых или жестоких героев, о характере их намерений можно судить только по отдельным поступкам. Например, Фамусов, богатый помещик и управляющий казенным имением, после смерти своего друга приютил его сына Чацкого и относился к нему, как к родному. Кроме того, он трепетно заботится о своей дочери Софье, её дальнейшей судьбе и пытается найти ей подходящую партию для замужества. Нельзя не сказать и того, что он радушный, щедрый и гостеприимный хозяин. Но вместе с тем разве не является жестоким человек, которому наплевать на то, кого хочет видеть дочь рядом с собой в качестве спутника жизни? Также старик жесток к крепостным крестьянам и не видит проблемы в том, что их угнетают другие помещики. Он же беззастенчиво пристает к горничной дочери, и не считает это скверным поступком. Таким образом, доброта в этом персонаже соседствуют с самой настоящей жестокостью.
- (Жестокость – это лицемерие и ложь) Фамусов взял под свое крыло – «безродного пригрел и ввел в мое семейство» – Молчалина. Юноша вёл непыльную работу с бумагами и дослужился до коллежского асессора. С одной стороны, к «добрым» чертам характера Молчалина можно отнести его вежливость, дружелюбность («дружбу всех он в доме приобрел») и смиренность, но правда заключается в том, что эти качества воспитал он в себе искусственно, чтобы продвигаться по карьерной лестнице за счет своей услужливости. Например, герой, надевая маску скромного и чувствительного юноши, играет с чувствами Софьи, чтобы жениться на состоятельной наследнице. В то же время он не оставляет своих романтических намерений в отношении служанки Лизы и ведёт себя с ней нагло, развязно и дерзко. Его лицемерие граничит с жестокостью не только по отношению к Софье, но и к Фамусову. Зная о том, что Павел Афанасьевич влюблён в Лизу, он продолжает признаваться ей в своих пылких чувствах и всячески заверяет, что к Софье его сердце безразлично. Кроме того, Фамусов содержит безродного, бедного Молчалина, кормит, предоставляет свой дом для житья, помогает продвигаться по службе, а в ответ на свою доброту получает от секретаря ложь, ведь он ухаживает за его дочерью втайне. Притом персонаж прекрасно осведомлен, что Фамусов ищет для дочки состоятельного, основательного и уважаемого в высших кругах человека, как Скалозуб, и своими ухаживаниями за Софьей расстраивает отношения между дочерью и отцом. Таким образом, жестокость выражается не только в агрессии, но и в лицемерии. Она неявная, но весьма опасная в данном случае.
- (Что такое жестокость?) Самой сложной и противоречивой натурой для анализа является Софья, семнадцатилетняя наследница рода Фамусовых. Сам Грибоедов представляет её как девушку умную, образованную, начитанную, решительную и требовательную, но она же является частью «фамусовского общества», поэтому ей тоже присущи такие качества как лицемерие и жестокость. Она грубо командует домочадцами, втайне ведет интриги с Молчалиным, заставляет Лизу устраивать им свидания, зная, что за это служанка может быть наказана; она не считается с мнением отца и — самое страшное — распускает слух о сумасшествии Чацкого, и никто не думает даже поставить под сомнение этот слух. Общество, в котором сплетня – основное орудие общения, не хочет докапываться до истины, анализировать, критиковать, – и в этом заключается его жестокость. В нежелании видеть истину и истинное лицо своего возлюбленного погрязает и Софья, одурманенная своими фантомными чувствами. Зная о том, что Чацкий приехал с просьбой жениться на ней к Фамусову, она предпочитает Молчалина – кальку с робких и несчастных героев так любимых ею французских романов. Даже этот выбор говорит о деспотизме молодой женщины: она хочет управлять мужем, быть выше него. Таким образом, жестокость – это не вспышка гнева, а черта характера, которая видна в каждом поступке человека.
Автор: Анна Скурихина