Банк аргументов для итогового сочинения 2018-2019

Меньше месяца остается у нас до итогового сочинения по литературе, которое непременно следует написать хорошо. Ведь зачет по сочинению – прямой допуск к такому важному экзамену, как ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы качественно написать работу, ученику было необходимо читать произведения русской и зарубежной классической литературы на протяжении всех 11 лет обучения в школе. Но что, если времени на чтение у не было, или обширный литературный материал уже успел забыться? Не стоит переживать. Ведь специально для таких форс-мажорных ситуаций (которые, как известно, со всеми случаются) мы подготовили банк аргументов из литературы по всем пяти направлениям ИС.

По каждому из направлений мы отобрали для Вас по несколько аргументов, которые могут подойти для комментирования многих возможных тем. Многомудрый Литрекон желает вам благосклонности фортуны и предлагает ее «хакнуть» с помощью заранее подготовленных аргументов. Поехали!

Содержание:

Отцы и дети

Это не такое уж сложное направление, сгодится для подготовки всем, кто не уверен в своих литературных талантах. Поэтому аргументы Многомудрый Литрекон подобрал из известных произведений, которые точно не вызовут вопросов у проверяющих. Если у вас еще остались пожелания по примерам, высказывайте их в комментариях — добавим.

«Отцы и дети», И. Тургенев

Проблема взаимоотношения отцов и детей, относящаяся к разряду вечных дилемм человечества, поднимается в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Название произведения говорит само за себя. Спор двух поколений раскрывается на примере взаимоотношения «отцов» (их представляют братья Николай и Павел Кирсановы) и «детей» (это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия). Философия нигилизма завладела Базаровым, который имеет влияние на товарища. Представители старшего поколения ратуют за традиционные ценности и не понимают огульного отрицания незыблемых основ. Конфликт мировоззренческих позиций приводит к дуэли между Евгением и Павлом Петровичем. Финал произведения неожиданный – главный герой умирает от тяжелой болезни в доме родителей. Смерть такого сильного, характерного персонажа является символом несостоятельности нигилистических взглядов в обществе и победы «отцов» над «детьми». Аркадий, отказавшись от модных веяний, возвращается в лоно семьи, обретает собственную, примыкает к лагерю «отцов». Он становится носителем традиционных ценностей.

Здесь же можно «подцепить» аргумент о плохих и хороших детях и их отношении к семье. Евгений равнодушно относился к родителям, не находил времени на общение с ними. Когда он приехал впервые за три года, то даже не снизошел до беседы с отцом, а сразу отправился спать, хоть и глаз не сомкнул. Но старики все равно любили своего наследника, и когда он умер, только они приходили на его могилку. А вот Аркадий любил и почитал отца, даже нигилизм не смог разлучить их. Он одобрил его брак с Фенечкой, всячески поддерживал его, желая лишь счастья. В финале обе семьи зажили вместе, в их родовом гнезде воцарилась гармония. А все потому, что молодой человек не брезговал общением с отцом.

«Капитанская дочка», А. Пушкин

Андрей Петрович Гринев, отправляя 17-летнего сына Петра на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом, дает юноше отцовский наказ: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Эти слова становятся важнейшими в судьбе молодого человека, буквально определяют его судьбу. Петр не теряет достоинства в сложных ситуациях. Он готов помочь человеку, попавшему в беду, и его добро неоднократно возвращается к нему. Он всегда остается честным перед Родиной, верно соблюдая заветы родителя. Произведение показывает пример благоприятного воздействия отцовского воспитания на детей. Андрей Петрович Гринев воспитал настоящего, храброго и честного гражданина своей страны и милосердного человека.

Родители Маши Мироновой принимают смерть от Пугачева, не запятнав чести. Особенно трогательна сцена, когда Василиса Егоровна приносит себя в жертву, чтобы в последний момент поддержать мужа и поднять боевой дух других людей, обреченных на смерть. Их дочь тоже пошла по стопам родни и не побоялась вступиться за избранника перед императрицей. Этой семье свойственны отвага, честь и готовность к самопожертвованию. Произведение станет хорошим аргументом о сходстве детей и отцов, особенностях хорошего воспитания и семейных ценностях.

«Чучело», В. Железников

К пожилому Николаю Николаевичу Бессольцеву приезжает внучка Ленка, нескладная шестиклассница. В новом классе ее ждали насмешки, издевательства и непонимание одноклассников. Ленка получает обидное прозвище «чучело» и подвергается постоянным нападкам со стороны злых школьников.  Девочка и ее ровесники представляют поколение детей, в свою очередь поколение отцов представлено фигурой классной руководительницы шестого класса, учительницей Маргаритой Ивановной и дедушкой «чучела» Николаем Николаевичем.  Произведение о том, что бывает, когда взрослые закрывают глаза на проблемы детей, предоставляя их самим себе, оставляя их наедине с жестокостью и непониманием.

Отказ видеть детские горести может привести к непоправимым последствиям и раскаянию взрослого перед ребенком. И Маргарита Ивановна, и Николай Николаевич понимают, что допустили ошибку и раскаиваются. Дедушка решает уехать из города вместе с внучкой, а учительница понимает, что за собственным счастьем не разглядела взрослых переживаний своих учеников.

«Уроки французского», В. Распутин

Этот прекрасный душевный рассказ открывается словами: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Главный герой рассказа, деревенский мальчик Володя, приезжает учиться в пятый класс в райцентр, в 50 км от дома, к тете, у которой трое детей. 1948 год. Бесконечный голод преследует мальчика, мать посылает ему посылки с картошкой и хлебом, но он замечает, что его запасы «куда-то» исчезают, и из-за голода начинает играть на деньги с одноклассниками. Классная руководительница, учительница французского Лидия Михайловна, пожалев мальчика, пытается помочь. Она присылает ему посылку с едой, но он догадывается, откуда это, и возвращает все преподавателю из гордости. Лидия Михайловна представляет поколение отцов, мальчик Володя и его одноклассники  — детей. Учительница играет с ребенком на деньги, но не в свою пользу, а чтобы помочь школьнику выиграть хоть какие-то гроши на пропитание. Через стенку живет директор школы, он входит в квартиру и видит игру. Женщина возвращается на Кубань, а мальчик зимой получает посылку с макаронами и яблоками, которые раньше видел только на картинках.

Здесь поднимается проблема милосердия, доброты, великодушия, что может Вам помочь и при написании сочинения на другие подходящие тематические направления. Основная тема рассказа — ответственность «отцов» за «детей», не только своих, но всех нуждающихся в помощи, и благодарность молодежи за все то добро, которое она получила когда-то от зрелых людей.

«Вишневый сад», А. Чехов

Произведение, в котором «отцы» и «дети» меняются местами. Инфантильные родители, в особенности Любовь Андреевна Раневская, да и ее брат Леонид Андреевич Гаев, поглощены мечтаниями и воспоминаниями о былых годах, проведенных в имении. Дом вместе с вишневым садом должен быть выставлен за долги, но старшее поколение лишь говорит о том, что дом надо спасать, но никаких шагов к спасению не предпринимает. А вот дети вынуждены принять на себя заботы «отцов» по сохранению прекрасного фамильного сада. Но Аня, Варя и Петя Трофимов перенимают у предков бездеятельность и лишь говорят о переменах к лучшему и посадках нового сада. Инфантильная глупость «взрослых» завершает свое дело, и имение с садом ожидает печальная судьба. Это книга о том, как старшее поколение плохо влияет на молодежь, оставляет ее на произвол судьбы. Сама Любовь Андреевна обрекает дочерей на нищету, стремясь потратить весь капитал на содержание любовника во Франции.

Здесь же можно найти аргумент о преемственности поколений: Лопахин был внуком крестьянина, который ценой труда и упорства выкупил семью из владения дворян. Герой унаследовал трудолюбие, хватку и практическую сметку предков и стал богатым капиталистом. Это положительный пример о влиянии воспитания на детей.

«Матерь человеческая», В. Закруткин

Война забрала у беременной Марии мужа и сына, но она продолжает жить ради будущей жизни, спасает девочку Саню, которая тоже вскоре умирает, затем жалеет молодого немца, который называет ее «Мама!». Все живое стекается к Марии, и в итоге, приютив семерых ленинградских сирот, занесенных судьбой на сожжённый хутор, она встречает победу настоящей матерью. Она становится покровительницей всего живого. Для нее нет чужих детей, борьба за жизнь сплотила народ, и женщина становится символом возрождения страны из пепла. Она сохранила этих ребятишек, только благодаря ее заботе они выжили, поэтому данный аргумент идеально подойдет для раскрытия темы «Роль матери».

Проблема любви и ответственности «отцов» за «детей», проблема милосердия, великодушия (вместо мести немцу, как представителю враждебного народа, уничтожившего семью Марии, она жалеет его, принимает, прощает) и доброты – все это раскрывается в данной книге. Произведение можно использовать в качестве аргумента к другим тематическим направлениям.

«Друг мой Момич», К. Воробьев

Сирота Саша остается на попечении у жены родного дяди. Она любит их соседа, Момича, который берет заботу о покинутой семье в свои руки. Маленький герой в их взаимоотношениях открыл смысл союза мужчины и женщины, бесконечно преданных и любящих друг друга. Сирота увидел семью целомудренную, в которой Момич – наставник, защитник, отец, учитель. Но апокалипсическое время 30-х, настаивая на «движении» вперед, предлагало модели новых «семей». Например, была «коммуна» —так власти представляли себе объединение чужих друг для друга людей в «социальный институт нового типа». Там никто никому не принадлежал, все могли по-животному спариваться со всеми. Санька с теткой попадают в этот «рай» (с отчетливыми приметами концлагеря), но Момич «похищает» их оттуда, спасая женщину с ребенком от неминуемой расправы. Это пример о важности института семьи в жизни людей. Мальчик выжил в то непростое послереволюционное время только благодаря приемным родителям, которые не жалели сил на его правильное воспитание. Александр станет смелым и отважным защитником родины и покровителем слабых и угнетенных.

Месть и великодушие

Любое военное произведение почти всегда поднимает проблему мести или великодушия: Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Быков «Сотников», Л. Толстой «Война и мир» и т.д. Мы же остановимся на более разнообразных примерах, но если вам непременно нужны «боевые» аргументы, милости просим в комментарии, там вы сможете написать то, что необходимо добавить в подборку, а мы послушаем вашего совета.

«Страшная месть», Н. Гоголь

Эта повесть из цикла «Вечера на Хуторе близ Диканьки» повествует о двух историях мести. Основная канва произведения повествует об истории Данило Бурульбаша, его жены Катерины и ее отца, оказавшегося колдуном. Родитель ее, помимо прочего, состоял в сговоре с ляхами. Из-за личных счетов зятя и тестя Данило оказывается в тюрьме, а затем умирает. Обезумевшая Катерина одержима местью. И решает убить отца. Однако тот сам ее убивает. Это отличный аргумент для доказательства того, что возмездие ни к чему хорошему не приводит и вообще разрушает семьи.

Заключается повесть песню старого бандуриста о братьях Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу награду решил поделить с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. Бог дает  Ивану право выбрать казнь для брата. Он проклинает все потомство Петра и, как придёт брату конец, призрак Ивана низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро, обезумев и, онемев, будет грызть самого себя. Бог ужаснулся, но решил выполнить волю Ивана. Так, жажда расплаты превращает хорошего человека в исчадье ада, готовое применить любые пытки для реализации своих целей.

«Герой нашего времени», М. Лермонтов

Трагические последствия мести отображены в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вспыльчивый по нраву горец Казбич влюблен в дочь черкесского князя, красавицу Бэлу, и хочет завоевать ее сердце. Но девушку похищает молодой офицер царской армии Григорий Печорин, а вместе с ней и коня Казбича для брата Бэлы Азамата. Черкес решается отомстить. Выследив, когда девушка останется одна, крадет ее и пытается увезти, но, заметив погоню, смертельно ранит жертву и бросает на дороге. Бэла умирает, а Казбич своей местью ничего не добивается и остается ни с чем. Вывод может быть такой: возмездие ничего общего не имеет со справедливостью, так как им люди всего лишь пытаются компенсировать свои душевные терзания, забывая о равнозначности наказания для виновника их бед. В результате от такого акта агрессии страдают даже невиновные люди.

Еще один пример из этого произведения: дуэль Грушницкого и Печорина. Стремясь отомстить Григорию за его насмешки и успех в завоевании сердца княжны, молодой человек очерняет имя своей же возлюбленной, пытаясь спровоцировать товарища на выяснение отношений. В ходе подготовки юнкер намеренно подложил оппоненту недействующее оружие, но его обман раскусил соперник. Не дождавшись признания в попытке сделать подлость, Печорин убил противника, оставшегося со своим подлогом без возможности защищаться. Таким образом, месть опять же губит все человеческие добродетели и чувства (Грушницкий жертвует репутацией любимой девушки ради реализации своих планов), а также приводит к ужасным последствиям (юнкер погиб в цвете лет). Кроме того, она не может считаться справедливой, ведь никакие шутки не стоят смерти человека.

«Мастер и Маргарита», М. Булгаков

Центральная тема романа – конфликт добра и зла. Но рука об руку здесь идут мотивы мести и великодушия. Роман «Мастер и Маргарита» называют нередко Евангелием от Сатаны. И Воланду свойственна и месть не верящим в него и в Бога (Берлиозу в качестве доказательства существования Бога (а значит и дьявола) само провидение отрезает голову трамваем), и великодушие к людям, которым свойственна настоящая любовь и настоящий талант. Воланд поощряет правду и честность, но наказывает ложь и малодушие. Его поведение можно назвать справедливым, а эту месть – оправдать, ведь многие персонажи действительно нуждаются в жизненном уроке, который бы научил их задумываться еще о чем-нибудь, кроме квартирного вопроса.

Маргарита — женщина, которой свойственно великодушие. Она отрекается от стабильной богатой жизни ради любимого Мастера, живущего в бедной каморке подвального помещения. Он одержим романом, а она – любовью к нему. Ради его поиска она идет на жертвы, ведь участия в мероприятиях дьявола отнимает шанс на бессмертие души. Героиня смело идет к темным силам, рискуя жизнью, лишь бы найти и спасти Мастера. Также, благородство и великодушие Маргариты проявляется после бала, когда она (вместо своего желания) просит Воланда не подавать обезумевшей Фриде платок, которым та задушила своего сына, и взамен получает великодушный жест Воланда – он воссоединяет ее с любимым Мастером.

Столь же великодушен Иешуа, который не держит зла на людей, истязавших его. Он же прощает прокуратора, который его осудил на смерть. Молодой пророк один принимает кару за всех, защищая всех жителей Земли перед богом. Этот аргумент пригодится, чтобы раскрыть сущность великодушия: это бескорыстная доброта ценой самопожертвования.

«Челкаш», М. Горький

Челкаш – босяк. У Горького босяки – это благородные герои, мужественные и независимые люди, а крестьяне, в том числе Гаврила, показаны не с самой лучшей стороны. Гаврилу вор берет на дело. Но напарник оказывается труслив и жаден до денег: он понимает, что не хочет делить деньги пополам, и решает ограбить коллегу, ударив по голове. Но не этого оскорбления не выдержал Челкаш, а оскорбления словом. Парень говорит ему, что он — лишний человек, а ему деньги пригодятся, он купит землю, создаст семью… Вор не выдерживает и отбирает добычу, но затем решает отдать ему все. Но это отнюдь не жест великодушия, а своеобразная месть Гавриле. Крестьянин вернулся за прощением к товарищу, а тот хочет, чтоб жадного человека загрызла совесть. Это хороший пример мнимого великодушия, которое лишь кажется таковым, а на деле является изощренной, но справедливой местью (справедливой, потому что она не повлекла за собой жертв и стала важным уроком для молодого парня).

Этот же пример пригодится для раскрытия темы доброты и жестокости, мечты и реальности. Жестоким оказался не тот, от кого этого все ожидали, а обычный человек, и его агрессия пропитана равнодушием ко всем, кроме себя. Значит, сущность жестокости заключается в безразличии, а не в роде деятельности или образе жизни. Даже вор и бродяга может быть гуманным.

Мечта Гаврилы о семье и честном труде становится для него поводом для покушения на человеческую жизнь. Ради своего счастья он готов на все, и эта готовность становится роковой для его окружения. Зацикленность на желании может породить беспринципность и аморальность, поэтому грёзы не всегда помогают человеку жить, иногда даже очень мешают, ведь превращают его в зверя.

«Старуха Изергиль», М. Горький

В легенде о Ларре Горький приводит пример мести народа гордому сыну орла. Ларра полюбил девушку, а та не ответила ему взаимностью. В отместку гордый нарцисс убивает ее. Старейшина племени изгоняет его, и тот обречен на вечное одиночество. Когда бесцельная одинокая жизнь надоедает Ларре, он приближается к племени, чтобы люди убили его, но поняв, что это всего лишь уловка, что он жаждет убийства, они отступили от путника, чтобы продлить его мучения. Страшная, но справедливая месть, которую можно назвать правосудием, ведь от нее никто не пострадал, кроме того, кто заслужил это. Она стала уроком для всего общества и хорошим предостережением для тех, кто не ценит права других людей, как свои собственные.

В легенде о Данко Горький приводит пример того, как великодушие может сыграть злую шутку с человеком. Самоотверженный герой пытается вывести свое племя из леса, в котором люди просто задыхались от ядовитых испарений. Он берет ситуацию в свои руки, и смело прокладывает путь через чащу. Когда народ стал отчаиваться, Данко вырвал сердце из своей груди и осветил им дорогу в широкую степь. Дойдя до цели, он умер счастливым. А кто-то наступил на его сердце. Никто не оценил подвига Данко. Награда для юноши – только цель, которой он добился. Великодушие часто остается незамеченным и приносит человеку разочарование и даже физический вред.

«Друг мой Момич», К. Воробьёв

Санька — сирота, его воспитала тетка Егориха, жена его родного дяди Ивана. Момич – это сосед героя, Максим Евграфович. Момич и Егориха любят друг друга. В то время, власть пыталась силой обратить верующих в некую туманную «религию светлого будущего», разрушая старые храмы. Мальчик, ставший особо верующим после знакомства с Момичем, наблюдал противостояние власти и маленькой церкви. Но вот при нем убили тетку Егориху, когда она сделала попытку остановить срывание креста с церкви. Санька припоминает, что Момич «нянчил мертвую тетку», а после похорон поставил блюдо с водой и повесил рушник – «чтобы душа умывалась». Но овдовевший Момич не мстит. Он уходит в лес, как «в притвор церкви». Герой отказался от возмездия по идеологическим причинам: он был верующим и не мог ответить ударом на удар. Значит, от жажды мести человека может спасти религия.

На войне нет места великодушию, ведь за него отчаянно мстят солдаты враждующих армий. Так, приемный отец главного героя был убит нацистами, которые узнали, что он помогает партизанам. Момич не мог поступить по-другому, ведь в лесах мерзли и голодали его товарищи и сограждане, и его поведение понятно и похвально с человеческой точки зрения. Но в военное время истинные ценности уступают место ложным, и люди становятся кровожадными врагами друг другу. Поэтому мужчину, чье поведение одобрили бы все немцы в мирной жизни, убили в наказание за «преступление».

Доброта и жестокость

Это направление можно отыскать в каждом произведении, поэтому выбор книг для него огромен. Все, что может пригодиться, написать сложно, Многомудрый Литрекон будет действовать избирательнее. Если вы хотели бы получить какой-то определенный аргумент, напишите об этом в комментариях, он будет рад его добавить.

«Летят мои кони», Б. Васильев

В этом произведении можно найти пример о важности и значимости доброты. Благодаря доктору Янсену мать героя решилась на рождение ребенка. Женщина была больна чахоткой, и ее уговаривали прекратить беременность, но совет врача стал опорой для надежды. Отзывчивый лекарь опекал и поддерживал больную, не давал ей унывать и жалеть себя. Несмотря ни на что, героиня родила сына и стала счастливой. Доброта является непременным условием существования и взаимодействия людей, ее роль в нашем мире трудно переоценить. Именно это качество способно спасти человека и дать ему шанс появиться на свет, ведь наша жизнь начинается с доброты родителей и их окружения. Все они стремятся дать дорогу новым поколениям, и без отзывчивости, сочувствия и готовности помочь род человеческий давно прекратился бы, так как никто не стал бы жертвовать своим комфортом ради того, чтобы уступить место новым людям.

Доктор Янсон – добрый человек, чья профессия требует наличия данного качества. И он действительно феноменально развил его, чтобы помогать людям, спасать их. За эти черты героя очень ценили в Смоленске, он стал символом самоотдачи и благородства. Даже его смерть была следствием хорошего отношения к горожанам: он погиб, вытаскивая детей, упавших в канализацию. Подобные ситуации показывают истинную натуру человека: тот, кто по-настоящему добр, не оставит беззащитных ребятишек на произвол судьбы. Значит, истинную добродетель выражает готовность пожертвовать своими интересами ради спасения тех, кто не может помочь себе самостоятельно. Этот аргумент пригодится в раскрытии тем: Кого можно назвать добрым? Какие поступки говорят о доброте?

Также есть интересный пример, разграничивающий доброту и милосердие. В кавалерийской полковой школе главный герой произведения упражнялся в ратном деле на лошади, к которой очень привязался. Он любил этих животных, по-доброму относился к ним, уважая за тот труд, который они дарят людям. Борис хорошо ухаживал за своей напарницей, стремился обращаться с ней аккуратно и бережно. Это и есть доброта: каждый день человек оберегал и заботился о своей помощнице. Но вот его лошадь ранило во время авианалёта, и командир эскадрона пристрелил её из милосердия. Этот поступок – следствие жалости и сострадания, ведь бедное животное мучилось от боли, и единственное средство помочь ей – убийство, прекращающее муки. Командир принял на себя тяжесть этой расправы, зато облегчил участь лошади. В этом и состоит разница доброты и милосердия: одно качество означает хорошее и ответственное отношение к окружению, а второе – умение сострадать и стремление облегчить муки того, кому плохо и больно.

«Дубровский», А. Пушкин

Жестокость проявил Троекуров, когда из-за житейского спора начал процесс захвата имения своего старого товарища. Он подкупил чиновников, которые признали его истинным владельцем Кистенёвки. Богач оставил своего бедного друга без жилья и капитала. Беспомощный старик умер, пораженный несправедливостью в самое сердце. И вот, когда Кирила Петрович раскаялся в содеянном зле, понял, что погорячился, было уже поздно: его единственный настоящий друг принял преждевременную смерть по его вине. Вывод: жестокость необратима и влечет за собой трагические последствия.

Также тут можно найти интересный пример на тему: «Кого можно назвать жестоким человеком»? Троекуров не только погубил единственного друга, но и испортил жизнь родной дочери, которая вышла замуж насильно за нелюбимого человека. Марья молила отца отменить свадьбу, ведь она не любила Верейского. Но Кирила Петрович был непреклонен: он лучше знал, что нужно для дочери, и это что-то – богатство. Только в нем старик видел смысл бытия. Он проигнорировал нужды Марьи и обрек ее на прозябание без любви и счастья. По-настоящему жесток тот, что вредит даже членам собственно семьи и равнодушно относится к вечным ценностям, предпочитая им материальные.

Кроме того, есть аргумент, доказывающий, что жестокость можно оправдать. Дубровский, потеряв отца, имение и перспективы, отчаялся и решился мстить обидчикам. Первым шагом стало сожжение усадьбы, которая досталась Троекурову незаконно. В пламени пожара погибли продажные чиновники, потому что один мужик из крестьян запер дверь. Потом Владимир начал грабить местных помещиков, сформировав шайку бандитов из беглых крестьян. Конечно, его поведение жестоко и противозаконно, но оно оправдывается читателем, ведь герой пострадал и потерял все, что у него было, из-за продажности, несправедливости и алчности все тех, кого он грабил. Подобно благородному разбойнику, он отнимал у богатых, чтобы отдать бедным. Это стремление к справедливости достойно уважения, а вот люди, повинные в бедах народа, который не может постоять за себя, достойны жестокого обращения в качестве наказания.

«Хлеб для собаки», В. Тендряков

В этой книге можно найти пример влияния жестокости на детей. Главный герой жил в Сибири, в пристанционном поселке, когда туда ссылали раскулаченных зажиточных крестьян. Не добравшись до места ссылки, они оказались брошены умирать голодной смертью в маленьком березняке на глазах у жителей посёлка. Взрослые обходили это место стороной, а дети от любопытства не смогли сдержаться. Раскулаченных называли «куркулями», и ребятишки издалека наблюдали за смертью этих несчастных. Начальник станции ужасался такому странному любопытству, и недоумевал, что вырастет из этих сорванцов. С высоты своих лет автор удивляется тому, как он, маленький мальчик, не сошел с ума от такого зрелища. Жестокие времена очень сильно отразились на детях, и они росли в атмосфере повального равнодушия к смерти и эгоизма. От этого воспоминания рассказчик не смог отделаться, даже будучи взрослым. Его морально-нравственное состояние было навсегда подорвано этими ужасающими условиями жизни. Прошло много времени, но мысли о тех годах до сих пор мучают автора.

Также есть интересный примем, доказывающий, что изначально все люди добрые, просто обстоятельства вынуждают их меняться к худшему. Также его можно использовать в рамках темы: «Может ли добрый человек совершить жестокий поступок». Герой не показывает жалости к раскулаченным, но сам носит им остатки своего обеда. Все же он не мог прокормить больше двух человек, а голодных становилось все больше, и они начали выстраиваться у забора его дома. Он не выдержал этого груза и прогнал их. Больше он не носит хлеба «куркулям», но совесть его неспокойна. И вот в поселке появляется собака, голодная. И мальчик решает помогать ей. Но рассказчик замечает: «Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Герой был добрым, но не мог помочь всем, кто в этом нуждался, поэтому обстоятельства вынудили его ожесточиться и бросить голодных «кулаков» на произвол судьбы.

«Темные аллеи», И. Бунин

Даже если жестокость не наказывается людьми, ее пресекает сама судьба. Так, герой книги Бунина по имени Николай стал жертвой своего жестокого поступка. Когда-то он бросил свою любовницу, в результате чего девушка осталась одинокой на всю жизнь. Мужчина поступил эгоистично, ведь в то время женщина, потерявшая невинность вне брака, считалась падшей и недостойной предложения руки и сердца. Николай, не задумываясь, обрек любимую на одиночество и позор, так как увлекся другой дамой. Он действительно сильно полюбил свою законную жену, однако та не разделяла его чувств и покинула супруга. Герой сильно переживал потерю, но долгое время возлагал надежды на сына, думал, что найдет счастье в его обществе. Однако и тут ему не удалось скрыться от мести судьбы: молодой человек вырос «подлецом». Очевидно, что на чужом несчастье счастья он построить не смог. Жестокость героя по отношению к покинутой Надежде была наказана, хоть и не напрямую.

Доброты не бывает без честности и терпения. Наглядным примером, подтверждающим это утверждение, является позиция героини рассказа Бунина «Темные аллеи». Потеряв любимого человека, Надежда не стала искать возможности выйти замуж. Она по-прежнему любила Николая, который ее бросил. Поэтому женщина не стала обманывать другого мужчину, лишь бы устроить свою судьбу. Она не хотела обрекать того, кто возьмет ее в жены, на жизнь во лжи.

«Старуха Изергиль», М. Горький

В рассказе «Старуха Изергиль» первой легендой является сказание о Ларре – сыне орла и женщины, обреченном за свою жестокость на вечное скитание и одиночество. Он считал себя выше других из-за таинственного происхождения. Однажды из племени земледельцев и охотников, огромный орёл, живший на самой высокой горе, похитил самую прекрасную девушку. Её поиски не увенчались успехом, а через двадцать лет после смерти орла она вернулась с прекрасным юношей, её сыном. Мальчик был очень красивым, но гордым и холодным, он не считался ни с мнением кого-то из племени, ни со старейшинами, чем вызывал возмущения всех окружающих его людей. Но последней каплей в чаше терпения стал его омерзительный поступок – убийство у всех на глазах ни в чем не повинной девушки, отвергнувшей Ларру. Эта жестокость не осталась без наказания, и преступник был изгнан из общества. Даже бог наказал его вечным одиночеством. Только тогда юноша понял свою ошибку и раскаялся, но было уже поздно.

Еще один пример можно привести, если тема касается превосходства доброты над красотой. Изергиль в юности была редкой красавицей, женщину боготворили и носили на руках. Она пережила множество приключений и ярких моментов. Однако в старости героиня оказалась никому не нужной: у нее не было ни любящего мужа, ни детей, ни серьезных достижений. Как только красота уступила место увяданию, вся ценность этого человека пропала. А вот если бы Изергиль славилась добротой и отзывчивостью, а не только прекрасной внешностью, то она не была бы одинокой даже в старости, потому что истинные добродетели не обесцениваются со временем.

«Му-му», И. Тургенев

Почему люди ожесточаются? Объяснением может служить пример из произведения И. С. Тургенева «Му-му». Герасим — человек не злой, а абсолютно чистый и добрый. Никого и никогда не обижал, ко всем относился уважительно. Несмотря на его немного грозный вид, в душе он был очень добрым и ранимым. Но окружающие люди злоупотребляли его обходительностью, например, та же барыня вырвала его из привычной среды и насильно перевезла в город. Потом она же разрушила его мечты на брак с Татьяной. Но и этого ей показалось мало, и помещица настояла на умерщвлении домашнего любимца своего слуги. Получая один удар судьбы за другим, мужчина замкнулся в себе и потерял веру в людей. После гибели Му-му он убежал из дома своей хозяйки и вернулся в деревню, где прожил оставшиеся годы в одиночестве. Он больше не мог выносить жестокость этого мира, а потому не стал брать на себя ответственность за жену или собаку. Он ожесточился и замкнулся в себе, так как ужасные обстоятельства вынудили его сдаться под напором несправедливости.

Жестокость часто соседствует с властью. Примером может послужить барыня из рассказа «Му-му». Женщина могла располагать крестьянами, как хотела, и злоупотребляла этим, оказывая давление на них и играя их судьбами. К примеру, стремясь вылечить Капитона от алкоголизма, она женила его на Татьяне, которая не любила его. Да и пьянице не особенно нужна была супруга. Но помещица навязала слугам свою волю, не посчитавшись с их чувствами и мнениями. В итоге Капитон запил еще больше, а судьба его жены была и вовсе загублена окончательно. Дворянка позволяла себе такие эксперименты, ощущая свою безнаказанность и вседозволенность. Власть отравляет рассудок и вселяет в людей безответственность, поэтому ее проявлением чаще всего становится жестокость.

«Уроки французского», В. Распутин

Иногда мы совершаем добро, понимая, что это принесет нам вред, но всё равно идём на это, потому что знаем, что наша жертва оправдана. Таким примером может служить героиня из произведения В. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна прекрасно понимала, что, помогая Володе, она может потерять работу, которую любит, но она не могла поступить иначе. Женщина играла с мальчиком в азартную игру, чтобы под этим предлогом давать ему деньги на еду. Бедный ребенок голодал в городе, но из гордости не брал подачек. Конечно, узнав об этом, директор школы выставил педагога за дверь, так и не разобравшись в ситуации. Но когда Володя вырос, он вспоминал доброту своей учительницы и благодарил её за это. Лидия Михайловна прекрасно понимала, что доброта, которую она проявляет к нему, может навредить ей, но разве можно остаться в стороне, когда нужна помощь тому, кто сам себе такую помощь оказать не может?

Порой жестокость в жизни очень сложно заметить, и люди проходят мимо нее. К примеру, родственница Володи, не сомневаясь в правоте своих действий, обделяла мальчика и воровала его еду. То, что с огромным трудом отправляла ему мама, становилось добычей женщины, которая ничего не давала ребенку, обрекая его на голодное детство. Он мог бы умереть от истощения, если бы не додумался играть на деньги. Но судьба Володи не интересовала его родственницу, которая не видела ничего плохого в своих действиях. Она, разумеется, оправдывала себя, думая, что у нее трое детей, мало денег, а тут еще и лишний рот кормить. Но подобные поступки нельзя оправдать, ведь они имеют под собой одно действительно правдивое основание – равнодушие к другим людям.

«Белый Бим Черное ухо», Г. Троепольский

История крепкой дружбы человека и собаки пригодится для аргументации на тему: «Зачем нужна доброта к братьям нашим меньшим?». Маленького сеттера хотели убить, потому что он был совсем не похож на породистого, но писатель спас пса, взяв к себе. Бим рос исключительно умным, ласковым и хорошим питомцем. Собака понимала все чувства хозяина и смогла отплатить ему добром за добро, проявив беспрецедентную преданность. Иван Иванович лег в больницу, а Бим остался под присмотром соседки Степановны. Он так тосковал, что не ел, и в результате ушел искать хозяина в больницу. Поняв, что возвращения придется ждать долго, животное очень страдало, но упорно стремилось к тому, кто его спас. Пройдя все злоключения, пес не растерял доверия к людям и любви к одному единственному человеку. Так, Иван Иванович обрел в питомце верного и искреннего друга, который переживал за него и очень его ждал. Животные всей душой откликаются на доброту и дарят нам взамен всю щедрость своей любви, которая так поддерживает и вдохновляет нас.

Есть и пример жестокости человека к животному. Пока хозяин болел, Бим жил у пастуха и его сына Алеши. Пастух любил Бима, но однажды дал его знакомому на охоту. Клим избил Бима за то, что тот, слишком добрый пес, не добил зверушку. Мужчина видел в домашнем любимце только инвентарь для развлечений и разновидность оружия. Потребительское отношение к собаке привело человека к проявлению немотивированной агрессии. Ударив Бима, охотник повел себя даже хуже зверя, ведь звери не злятся и не нападают без веского повода. Таким образом, жестокость к братьям нашим меньшим ведет к деградации души и разума, ведь тот, кто способен на это, не имеет права называться «человеком», ибо ведет себя хуже животного.

Искусство и ремесло

Это самое сложное направление, его не так просто отыскать в русской литературе, поэтому ему мы уделили особое внимание. Многомудрый Литрекон по-прежнему просит вас о помощи: пишите в комментариях, чего не хватает.

«Искусство», Н. Гумилёв

Аргумент на тему того, что искусство вечно. «Все прах. — одно, ликуя, искусство не умрет. Статуя переживет народ» — пишет Гумилев. Творчество вечно, оно существует в веках, по картинам мы восстанавливаем быт далекого прошлого, по статуям можно узнать о царях, которые давно умерли, по сказаниям и летописям мы восстанавливаем саму историю. Лишь искусство будет жить в веках, как символ вечной жизни, потому что оно выше и значительнее всего материального и практичного.

А вот и ответ на вопрос: «Какой вид искусства самый ценный?». Поэтическое творчество автор ставит на самый высокий пьедестал. Именно стихотворному слову суждено пережить даже медь, скульптуру, все материальное, ведь, как написано в Библии: «Сначала было слово». Оно уцелеет в исторической памяти народов, ведь языком, в отличие от красок и глины, владеют все люди, поэтому они всегда будут нуждаться в литературе. Она будет всегда помогать им красиво и правильно выражать свои чувства и мысли, без этого цивилизация утратит единственное, что ее объединяет – речь.

«Творчество», А. Ахматова

В этом произведении поднимается проблема роли вдохновения в творчестве. Поэтическое искусство – тонкая материя, исходящая от высших сил. Так считают многие творцы. В стихотворении «Творчество» Ахматова раскрывает тайну рождения стиха, открывает то, как зарождаются чувства, заставляющие писать: что-то слышится (раскаты грома), что-то чудится, телом овладевает пленительная «истома». И из множества звуков поэт берет один и начинает его развивать. Будто нечто высшее диктует ему стихи, и мастер слова выступаем медиумом, который различает сигналы из неведомого мира и переводит их на человеческий язык. Таким образом, автор описывает вдохновение и отмечает его значимость в процессе творчества, ведь без таинственных, едва уловимых звуков стихотворение не зарождается в голове поэта. Ему необходим творческий импульс, называемый озарением.

«Художники», В. Гаршин

Здесь можно отыскать отличие искусства от ремесла. Перед читателем два художника – Рябинин и Дедов. Они товарищи, учатся в Петербургской академии художеств. Дедов – представитель чистого искусства. Ему важна красота творения, а не его смысл. Рябинин же желает творить в социальном ключе, хочет достучаться до сердец и мыслей зрителя и начинает рисовать портрет «глухаря», того, кто латает пробоины в котлах изнутри. Глухари получают маленькую плату за труд, быстро глохнут и умирают. Дедов не поощряет идеи коллеги, он не понимает, зачем множить уродливое. Он всецело за красоту и гармонию, за картины, которые радуют глаз. Но Рябинин заканчивает работу и, продав ее, заболевает от нервного потрясения. После этого инцидента он решает больше никогда не писать картин, а заниматься чем-то общественно-полезным. Герою хватило сил осознать и принято, что он всего лишь использовал искусство в целях пропаганды своих идей. Ему не хотелось творить, его задачей было привлечение внимания общественности к проблемам народа. Сама живопись была вторична для него, поэтому Рябинина можно назвать ремесленником. А вот Дедов – истинный художник, его интересовала лишь красота полотна, и он занимался творчеством ради самого процесса, а не результата. Его деятельность и была настоящим искусством.

Также здесь есть хороший пример, раскрывающий тему: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Дедов – очень талантливый живописец, которому судьба предоставила возможность полностью занять себя искусством. И он искренне отдается порыву творчества, радуясь удачной игре света на полотнах и выискивая интересные виды. Кажется, что этот человек отвлечен от всего, что его окружает. Он не понимает, например, зачем множить уродство, рисуя чернорабочего «глухаря», но не из злости или эгоизма, а потому, что его деятельности это чуждо. Но в жизни этот молодой человек очень добр и отзывчив. К примеру, он отвозит своего больного друга в больницу, заботится о нем и часто навещает. В его словах чувствуется неподдельное сострадание. Очевидно, что талант юноши сочетается с добротой и готовностью помочь товарищу в трудную минуту. Одаренные люди настолько отдалены от суеты мира, что для злости или жестокости они не находят повода и места в своей светлой душе.

«Доктор Живаго», Б. Пастернак

В данном романе можно отыскать аргумент, раскрывающий истинное назначение и силу искусства. Юрий Живаго – врач и поэт. Его молодость приходится на время революции. Но, несмотря на политическую напряженность, исторические потрясения, выпавшие на долю героя, Юрий остается абсолютно аполитичным. Его фамилия говорит сама за себя – он олицетворяет саму жизнь. Ему все равно, на чьей стороне быть, ему важна жизнь во всех ее проявлениях и возможность творить. Роман завершает его книга стихов. Каждое стихотворение Юрия – отклик на события, потрясения, чувства, которые испытал врач. Перед читателем бытие, протекающее в творчестве. Для мужчины литература стала глотком чистого воздуха, ею он спасался от жестокости и ярости окружающего мира. Только она берегла его душу от лихорадки братоубийственной войны, только она помогала ему погрузиться в любовь и найти в ней укрытие. Таким образом, искусство лечит человека, спасая его от губительного влияния вездесущей агрессии. Оно дает ему пристанище, где можно восстановить силы для жизни.

Кроме того, тут можно найти аргумент на темы: «Что может вдохновить человека»; «Что такое вдохновение». Юрий стал особенно активно писать стихи, когда познакомился с Ларой – своей музой. Женщина стала для него источником вдохновения, ведь любовь к ней будоражила все чувства мужчины. Такая бешеная страсть настраивала его на открытия в литературе, на поиск новых тем и образов. Магнетическая сила этой девушки стимулировала воображение творца. Почти все стихи посвящены ей, и после ее ухода творческая энергия автора пошла на убыль. Таким образом, самым обильным источником вдохновения для деятелей искусства является любовь.

«Быть знаменитым некрасиво…», Б. Пастернак

Здесь можно найти пример, повествующий о цели искусства. Автор говорит о задачах творчества, об ориентирах поэта. Борис Пастернак пишет: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Творчество ради творчества, ради отклика в сердцах читателя – вот главная цель поэта. Ни слава, ни деньги не делают творца творцом. Именно количество тронутых душевных струн читателей или зрителей определяет ценность деятеля искусства. Удел автора – это, прежде всего, жертва во имя красоты и содержательности слога, мазка, ноты. Он – лишь проводник гениального послания, жрец в храме творчества. Почет и признание – это лишь шумиха, которая ничего не значит, ведь настоящий творец не идет на поводу у толпы, а опережает ее ожидания на сотни лет. Таким образом, предназначение деятеля культуры – выразить весь заложенный в нем потенциал, дойти до пика своих возможностей и превзойти его.

«Портрет Дориана Грэя», О. Уайльд

В этом произведении можно найти пример, раскрывающий сущность таланта. Сибила Вэйн – гениальная актриса, которая живет сценой и мастерски перевоплощается в героинь пьес. Богатый дворянин видит ее на сцене и влюбляется в ее образ, в ее страсть на сцене. Сибила полюбила его, но хотела предстать перед ним настоящей, без масок и фальши театра. Ради любви девушка сыграла плохо, погубив свой талант. Однако молодой человек полюбил именно дарование в своей избраннице. Когда его идеал рассыпался в пух и прах, он разочаровался в ней. Она хотела быть настоящей для него, прекратить жить чужими ролями, и это стремление стало роковым для ее дара перевоплощения. Таким образом, талант – это хрупкое и уязвимое умение, делающее своего обладателя исключительным, но очень зависимым человеком. Исключительность способностей нивелирует его личность, в которой окружающие видят носителя дара, а не индивидуальность.

Этот роман богат аргументами, поэтому Многомудрый Литрекон посвятил ему целую подборку, там немало качественных примеров.

«Мартин Иден», Д. Лондон

В данной книге есть хороший пример, касающийся тяжелой участи творца, а также цены таланта. Моряк осознает, что хочет стать писателем. Так начался его долгий путь разочарований и маленьких побед в мире литературы. Бедняку было сложно заниматься самообразованием и творчеством, ведь за это на старте толком не платили. Мартин пишет книги днем и ночью, ему нечего есть. Когда он умирает от голода, все гонят его, он не видит помощи, понимания со стороны людей, которые гордятся своей образованностью и принадлежностью к высшему кругу, но не могут протянуть руку помощи, когда это действительно нужно. Пережив множество унижений и испытаний, герой все же добивается своего и становится модным автором, который выделяется на фоне других. Таким образом, талант – это, прежде всего, трудолюбие человека и его способность к саморазвитию. Быть одаренным – это очень тяжело, ведь гении часто остаются непонятыми и гонимыми, и признают их всегда с трудом, так как люди не любят тех, кто выделяется хоть чем-нибудь.

Также есть неплохой аргумент о том, почему творческие люди часто выступают против общества? Начинается белая полоса в жизни Мартина: после долгого безденежья и поры неудач его начинают печатать. Он становится прославленным писателем, богатым и уважаемым человеком. Но герой осознает, что внешне многое поменялось, но внутренне он остался прежним Мартином Иденом. Писательство и чтение сделало его интеллектуалом и культурным собеседником. Но он не понимает, почему же раньше, когда он нуждался в еде, в понимании, никто не хотел его поддержать, а теперь, когда у него все есть, его зовут на обеды, ужины и всюду встречают с распростёртыми объятьями? Думая об этой несправедливости, он осознал, что общество лицемерно и лживо. Оно готово принять только победителя и топчет ногами сотни проигравших. Не выдержав внутреннего диссонанса, Мартин Иден прыгает с корабля в воду и тонет. Так он выразил протест против людей, которые хотели знать только успешного писателя, но готовы были сломать и выкинуть простого моряка. Таким образом, герой восстал против толпы богатых обывателей, потому что они показали ему, нищему и богатому, свое истинное лицо – равнодушное, лживое и надменное.

Мечта и реальность

Многомудрый Литрекон предпочитает не мечтать, а действовать, поэтому насобирал для вас подходящие аргументы по данному направлению. Если вам недостаточно его сборов, обращайтесь в комментариях, он добудет еще полезностей, необходимых именно вам.

«Царь-рыба», В. Астафьев

Игнатьич – самый зажиточный человек в селе, умелый рыбак. Он везучий, когда речь идет о ловле рыбы. Но он мечтает поймать царь-рыбу. Осетр, в котором больше двух ведер икры, мог бы озолотить Игнатьича. И в один из дней, когда главный герой выходит на промысел, ему попадается предел мечтаний всех рыбаков. Завязывается нешуточная борьба царя всей природы и царя подводного мира. Неловкий Игнатьич оказывается в воде, запутывается в собственных сетях. И когда схватка становится невозможной, рыбак начинает молиться, просить прощения у всех, кого обидел, забыв гордыню, он зовет брата, с которым не хотел делиться добычей. Но Бог словно услышал Игнатьича, дал ему второй шанс, разъединил рыбака и осетра. Это пример того, как мечта может навредить человеку, вынудив его рисковать жизнью.

Мечтать нужно о великом, иначе жизнь может пройти мимо. Чтобы доказать этот тезис, можно привести аргумент из данного произведения. Желанием героя была поимка рыбы, которая сулила обогащение. Осетр, который нес в себе несколько килограмм дорогой икры, стал пределом мечтаний для алчного рыбака. Он зациклился на рыбалке и даже рисковал жизнью ради поимки исполинской рыбы. Однако мелкая потребительская грёза разочаровала его: оказавшись на грани между жизнью и смертью, мужчина понял, что занимался не тем, чем следовало бы, и теперь тонет зря. Чудом выбравшись, он раскаивается в своих иллюзиях и решает пересмотреть жизненные ценности и ориентиры.

«Шинель», Н. Гоголь

Здесь тоже можно откопать пример, подходящий для тем: «Мечтать нужно о великом», «Как отличить мечту от желания». Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, живущий в Петербурге. Он жалко выглядит и вызывает насмешки сослуживцев.  Все, что занимает его – переписывание бумаг. Но однажды герой замечает, что его старая шинель протерлась до дыр. Портной Петрович отказывается чинить никуда не годную вещь, настаивает на том, чтобы Акакий Акакиевич купил материал на новую. Мечта об обновке стала средоточием жизни главного героя. Он во всем себя ограничивает, и, наконец, ему удается накопить 80 рублей на материал для кройки новенькой шинели. Получив ее, мужчина становится более уверен в себе, начинает испытывать удовольствие от жизни. Но вещь приглянулась грабителям, и герой остается без верхней одежды. Эта потеря довела чиновника до преждевременной смерти, ведь он придавал вещи слишком большое значение. Его потребительская мечта была всего лишь банальным желанием человека обновить гардероб, а он сделал из него идола, в котором заключен смысл бытия. Ошибка стоила ему жизни, но, если задуматься, и жил он напрасно, если пределом его мечтаний была одежда.

Между мечтой и реальностью лежит пропасть, потому что в воображении мы отметаем все риски и трудности, с которыми наверняка столкнемся в реальной жизни. Они то и отделяют замысел от действительности. В качестве примера можно привести мечту Башмачкина. Думая об обновке, он надеялся, что представительным внешним видом заслужит уважение окружения, которого ему так не хватало. Но в воображении он совершенно не учел того обстоятельства, что вещь – шаткий и несущественный повод для гордости, хотя бы потому, что ее легко потерять. Так и произошло в реальной жизни: мужчину ограбили, а должностные лица отказались помогать ему искать злодеев. Но человек, лишившийся иллюзий и надежд, не смог смириться с этим и умер от нервного расстройства. Пропасть между грёзами и действительностью поглотила еще одну жертву, и причина данного явления проста: люди сами выстраивают воздушные замки, настолько далекие от реальности, что при первом же дуновении ветра они рассеиваются, оставляя лишь горький осадок на душе.

«Алые паруса», А. Грин

Это аргумент о верности мечте и о том, что нельзя терять надежду, даже если все вокруг убеждают это сделать. После того, как восьмилетняя Ассоль услышала предсказание собирателя сказок Эгля о том, что за ней приедет принц на алых парусах, девочка начала грезить об этом моменте, ждать его приближения, хотя все дети смеялись над ней. Всю жизнь провела Ассоль одиноко и нелюдимо, а односельчане считали ее дурочкой. Но однажды девушка увидела приближение заветного корабля, что несказанно удивило ее недоброжелателей. Оказывается, о прекрасном желании героини узнал путешественник и решил исполнить его, так как Ассоль ему понравилась. В итоге мечтательная красавица, оставаясь верной своему идеалу, дождалась чуда и воплотила свои грёзы. Значит, человеку просто необходима вера в мечту: она дает ему силы жить и стремиться к лучшему, а также является гарантом его успеха.

Этот пример пригодится при раскрытии тем: «Как добиться исполнения своей мечты?»; «Нужно ли прилагать усилия, чтобы воплотить мечту?». Артур Грэй был единственным ребенком, жившим в богатом родовом поместье отца. Ему была уготована судьба ребенка с серебряной ложкой во рту, но удел дипломата и аристократа ему не нравился. Увидев в библиотеке картину, на которой был изображен корабль, он захотел стать моряком. Естественно, родители и слышать не хотели о приходи наследника. Получив отказ, молодой человек не смутился и в 15 лет сбежал на корабль юнгой, проявил себя, а после смерти отца стал капитаном собственного судна. Именно такая жизнь делала его счастливым, именно в ней он видел смысл, но добиться воплощения идеала герою было нелегко: для этого он вышел из зоны комфорта и рискнул всем, что имел. Чтобы реализовать мечту, необходимо стараться и трудиться, иначе планы так и останутся планами.

«Конь с розовой гривой», В. Астафьев

Это хороший пример для раскрытия темы: «Чем детские мечты отличаются от взрослых?»; «О чем мечтают дети?». Чтобы подзаработать, бабушка посылает внука за земляникой, которую можно продать. За лукошко ягод она посулила внуку пряник в виде коня с розовой гривой из сладкой глазури. Такой розовый пряничный конь – предел мечтаний всех дворовых мальчишек. Маленький Витя очень хотел заполучить пряник, но съел собранные ягоды, а вместо них постелил траву в лукошко, засыпав ее земляникой сверху. Обман внука поставил бабушку в неловкое положение, но, услышав искренние извинения, пожилая женщина смягчилась и вручила сладость Вите. Он был счастлив. Очевидно, что детские мечты очень просты и наивны, в отличие от взрослых грёз, но и ребятишки, и их родители готовы пойти на многое ради своих желаний. Все же у малышей это упорство не осознанно, они с трудом разделяют добро и зло, а вот люди постарше, конечно, должны ответственно подходить к выбору средств для достижения желаемого результата.

«Защита Лужина», В. Набоков

Этот аргумент поможет раскрыть проблему «бегства от реальности». Александр Иванович Лужин в 10-летнем возрасте увлекся игрой в шахматы. Теперь вся его жизнь вертится вокруг шахматных комбинаций, сложных обдумываний ходов. В детстве его никто не понимал, но теперь перед нами великий шахматист, который живет исключительно внутренней жизнью. Его мало интересует внешний мир. Реальность ему заменили шахматы. Все в иллюзорном мире подчиняется шахматным ходам и расчетам. Однажды ничейный исход партии с итальянцем Турати вводит Лужина в болезненное состояние, и он решает «выпасть из игры» — он совершает самоубийство. Роман заканчивается фразой: «Александр Иванович! Александр Иванович! Но никакого Александра Ивановича не было». Эта фраза говорит не только о том, что Лужин умер, но и о том, что Александра Ивановича не было вообще, никогда, давно не было. Он просто превратился в шахматную фигуру. Автор описал трагический исход «бегства от реальности», доказав, что оно является болезненной реакцией личности на внешние раздражители.

Также этим примером можно ответить на вопрос: «Почему человек убегает от реальности». Лужина никто не понимал с самого детства, ему было сложно найти общий язык с людьми. Мальчик мучился от одиночества и неприкаянности, пока не обрел отдушину, которая позволила покинуть неприветливый реальный мир. Для него это была шахматная игра, где растворились все его печали. Он стал воспринимать все, что его окружало, через призму расчерченной квадратами доски. Все живое упростилось до фигур на игровом поле. Даже любовь не смогла выбить Лужина из удобной колеи: он упорно продолжал существовать за пределами действительности. Подобное мировоззрение было вызвано непониманием и давлением со стороны общества, которые привели ребенка к мысли, что проще закрыться в уютном коконе и избегать соприкосновения с жестоким и холодным внешним миром.

«Портрет Дориана Грэя», О. Уальд

Этот пример подойдет для сочинения на тему: «Бойся своих желаний». Неосторожная мечта Дориана Грея, чтобы портрет старел вместо него, сбылась. Теперь герой обречен на вечную жизнь. Сначала это радует молодого человека, ведь больше всего он ценил свою внешность. Тайная жизнь полотна давала ему безнаказанность и вседозволенность: все его пороки оставались невидимыми для общества. Однако в зрелые годы мужчина понял, что обречен вечно жить, ощущая весь груз собственных грехов, груз боли, которую причинял людям. Обезумев, Дориан нападает с ножом на свой портрет, и умирает сам. Таким образом, некоторые грёзы не должны покидать пределы фантазии, иначе их реализация может погубить самого мечтателя, так как он недостаточно разумно взвесил все последствия своего желания и, сам того не понимая, обрек себя на трагический финал.

А этот аргумент раскроет тему: «Всегда ли мечты должны сбываться?». Обычная девушка Сибила Вэйн влюбилась в богатого дворянина и мечтала о совместной жизни с ним. Более практичный и разумный брат предупреждал сестру, что она совсем не знает своего избранника и ошибается на его счет, ведь богачи редко женятся на простушках вроде нее. Но героиня не могла остановить полет своей фантазии и уже представляла себя женой Дориана, как вдруг получила от него жесткий отказ: молодой человек разлюбил ее. Сибила не смогла пережить предательства и совершила самоубийство. Ее брат был прав: ее мечте не суждено было сбыться по объективным причинам, поэтому девушка зря пошла на ее обманчивые огни.

Автор: Елизавета Коробихина

Читайте также:

1 комментарий

  1. Максим:

    БОООЛЬШЕ АРГУМЕНТОВ,=D МНЕ НУЖНО БОЛЬШЕЕЕЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *