Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

В творчестве Ф.И.Тютчева преобладает пейзажная лирика, стихотворение «Зима недаром злится…» также можно отнести к этому разделу. На примере этого произведения можно увидеть основные темы и мотивы лирики поэта, узнать о его «любимых» средствах художественной выразительности. С этим вам поможет разбор текста от Многомудрого Литрекона.

История создания

Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна. В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие. Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.

Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.

Жанр, направление, размер

  • За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека.
  • Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму).
  • Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная.

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма».

По смыслу в стихотворении можно выделить три части.

  1. В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
  2. Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
  3. Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала.

Образы и символы

В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов.

  • Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой».
  • Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость.
  • Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений.

Темы, настроение, проблемы

  • В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников.
  • Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое.
  • Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Средства художественной выразительности

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу».
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку.
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной.
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны.

Автор: Анастасия Сметанова

Читайте также:

комментариев 6

  1. еквяопппевкярчакееее:

    А идея где?

  2. РОГОША229:

    А МОЖНО ДОБАВИТЬ БЫЛО ОТВЕТ ПОЧЕМУ ПОЭТ НАЗЫВАЕТ ЗИМУ ВЕДЬМОЙ?
    ААААААААА?

    • Самый Зелёный:

      Потому что зима имеет магическое свойство преображать все до неузнаваемости. Но сила эта злая, жестокая, ведь мороз опасен для всего живого. Вот почему автор сравнивает это время года с ведьмой — злой колдуньей.

  3. влад:

    а можно ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом. СРОЧНО

    • Самый Зелёный:

      Зима ассоциируется со старой злой колдуньей — Бабой Ягой, которая тщетно сражается с молоденькой девушкой — архетипической героиней русских сказок. Ведьма старается насолить, но добрые герои в сказках всегда побеждают.

      Есть и другие ассоциации: зима — прошлое, весна — будущее. Прошлому нелегко смириться с тем, что все вокруг меняется.

      Иной вариант — смена поколений. Старшее поколение негативно относится к младшему, потому что не хочет признавать свою неактуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *