Анализ стихотворения «Зима недаром злится…» (Ф.И.Тютчев)

В творчестве Ф.И.Тютчева преобладает пейзажная лирика, стихотворение «Зима недаром злится…» также можно отнести к этому разделу. На примере этого произведения можно увидеть основные темы и мотивы лирики поэта, узнать о его «любимых» средствах художественной выразительности. С этим вам поможет разбор текста от Многомудрого Литрекона.

История создания

Стихотворение «Зима недаром злится…» было написано в 1836 году, однако опубликовано лишь после смерти поэта. Тютчев в 30-е годы уделял в своей пейзажной лирике особое внимание такому времени года, как весна. В этот период были созданы следующие стихотворения: «Весенние воды», «Весна», «Весенняя гроза» и другие. Поэт тонко чувствовал наступление такого времени года, его душа словно оживала вместе с приходом теплых дней после долгой зимы.

Как-раз в это время у поэта начался роман с Эрнестиной Дёрнберг. Он был женат, а она — замужем, но это не помешало им влюбиться друг в друга и обрести радость в общении. Эти отношения стали причиной того внутреннего подъема, который ощутил поэт. Его он и описывал в образе долгожданной весны.  

Жанр, направление, размер

  • За границей Тютчев «освоил» такое литературное направление, как романтизм. В стихотворении «Зима недаром злится…» можно увидеть черты этого направления: культ природы, особое внимание к внутреннему миру человека. 
  • Жанр стихотворения «Зима недаром злится…» — пейзажная и философская лирика. В произведении изображены картины природы (противостояние зимы и весны), но также можно увидеть и размышления автора о юности, о непобедимой силе всего живого (весна, как олицетворение всего молодого, живого побеждает «злую ведьму» — зиму). 
  • Размер стихотворения «Зима недаром злится…» — трёхстопный ямб, что придет строкам легкость при прочтении, воздушность. Рифма – перекрестная. 

Композиция

Произведение состоит из пяти строф, композиция – кольцевая. В первой и последней строфе весна торжествует над зимой: новое приходит на смену старому, этот процесс невозможно приостановить, как бы сильно не злилась «ведьма». 

По смыслу в стихотворении можно выделить три части. 

  1. В первой мы узнаем о приходе весны, беспомощности зимы;
  2. Во второй происходит последняя схватка двух времен года;
  3. Наконец, в третьей, весна, непобедимая, «наперекор врагу» восторжествовала. 

Образы и символы 

В стихотворении «Зима недаром злится…» можно выделить несколько значимых образов. 

  • Зима в творчестве Тютчева – воплощение отжившего, всего прошлого. Не случайно в стихотворении лирический герой называет это время года «злой ведьмой». 
  • Образ весны вводится на контрасте с зимой. Весна – олицетворение юного ребенка, молодости, чистой красоты. Она приносит в жизнь человека счастье, в душу – радость. 
  • Весна и зима становятся живыми существами в стихотворении Тютчева. Как люди, они могут хохотать, ворчать, шуметь. Это особенность поэзии Тютчева – одушевление природных явлений. 

Темы, настроение, проблемы

  • В стихотворении «Зима недаром злится…» основная тема – природа, в частности, изображение наступления весны. Лирический герой тонко чувствует все изменения, происходящие в природе, поэтому такое привычное явление, как смена времен года, превращается в его сознании в настоящую схватку двух противников. 
  • Также затронута тема жизни и молодости. Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Так, в противостоянии двух всегда победит непорочное, чистое, молодое. 
  • Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко. 

Основная идея 

Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение. 

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Средства художественной выразительности 

Благодаря тропам стихотворение отличается своей мелодичностью, динамикой, яркими образами.

  • Так, с помощью олицетворения поэт «оживляет» Весну и Зиму. Два соперника сходятся в последней схватке: «взбесилась ведьма злая», Весна «умылася в снегу». 
  • Также поэт использует сравнение: зима уподобляется злой ведьме, весна — румяному ребенку. 
  • В стихотворении поэт использует немного эпитетов, создавая динамичное произведение (глагол – основная часть лексики): «ведьма злая», «прекрасная дитя». Первый эпитет относится к зиме, второй – к весне. Они создают контраст между Зимой и Весной. 
  • Благодаря аллитерации в третьей строфе на букву «ш» мы слышим приближающийся шум ручьев, что говорит о скором приходе весны. 

Автор: Анастасия Сметанова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *