Анализ стихотворения «Завещание» (Н. Заболоцкий)

Лирика Николая Заболоцкого разнообразна в своих воплощениях. Стихотворение «Завещание» относится к позднему творчеству поэта, когда жизненный путь был наполовину пройден. Многомудрый Литрекон подготовил для Вас анализ этого замечательного произведения о смысле жизни в хаосе бытия. Разбор «Завещания» по плану полезен для понимания творчества автора. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Завещание» было написано Николаем Заболоцким в 1947 году. Это был переломный момент в его жизни – ему суждено было пройти множество испытаний, но все же обрести долгожданный покой. За его плечами были беззаботные годы творчества в литературном кружке, учеба в Педагогическом институте, женитьба на Екатерине Клыковой, женщине всей его жизни, а затем – арест, допросы, избиения, ссылка и годы в разлуке с семьей. После войны он встретится со своей женой и с детьми, будет жить с ними в Караганде, но спустя время отправится в Москву. Поэт надеялся найти поддержку у старых знакомых, несмотря на риск. Год он жил то у Степанова, то у Андроникова, пока писатель Ильенков не предложил Заболоцкому перебраться в его дачу в Переделкино.

Именно в 1947 году Николай Алексеевич находится там. Он переезжает туда со своей семьей, сочетает литературную деятельность с огородничеством – нужно было как-то кормить семью. Поэт пытается начать спокойную и умиротворенную жизнь, не зная, что ждет его впереди.

Природа в Переделкино рождала покой. Николай Заболоцкий занимался переводами, трудился и жил. Именно в этой обстановке рождается его творческое «Завещание», полное любви к жизни и гармонии.

Жанр, направление, размер

Ранее Николай Заболоцкий принадлежал к направлению футуризма, но во второй половине XX века он отходит от этих идей и вырабатывает свой собственный, неповторимый стиль. Его творчество пропитано идеями научных деятелей Тимирязева, Вернандского, Эйнштейна.

Стихотворение «Завещание» написано в жанре философской лирики, в нем мы находим размышления поэта о конечности и одновременно бесконечности жизни в природе, которая может воплощать человека бесчисленное количество раз. В «Завещании» есть черты послания – поэт обращается к своему читателю и просит продолжить его мысли в своем творчестве.

Шестистопный ямб с чередованием смежной и перекрестной рифмовок рождают динамическое настроение, передают строгий и возвышенный настрой автора. Можно сравнить стихотворение «Завещание» с «Памятником» Пушкина – в нем чувствуются те же ноты гордости, надежды и таланта.

Смысл названия

Поэт выбирает такое название неслучайно. Ранее отмеченное сходство с «Памятником» рождает замысел: Николай Заболоцкий точно так же пытается написать свою вариацию этого стихотворения. Мягко называя его «Завещанием», он словно подчеркивает, что вознесение самого себя и увековечивание своего творчества в камне не является его основной целью. Он всегда будет присутствовать в этой жизни, но только в других воплощениях: как дыхании цветов, как листья дуба, как птица, парящая в небе.

Единственное, чего желает автор, — это передать свое творчество потомкам, но не для того, чтобы они воспевали его или заучивали наизусть. Он хочет, чтобы люди, знающие его творчество, продолжали начатое им дело. Заболоцкий испытывает наслаждение, выбираясь на свет из тьмы, справляясь с горестями судьбы, надеясь, что другой человек в будущем закончит начатое им дело.

Образы и символы

В стихотворении «Завещание» Заболоцкий использует множество символов, которые по-своему влияют на раскрытие замысла произведения. Из них можно выделить следующие:

  1. Символ свечи. Образ свечи связан в сознании автора со смертью и началом новой жизни. Заболоцкий верит, что после того, как наступает конец, всегда следует продолжение – он превращается миллионы раз, взаимодействуя с природой и со стихией. Его прах суждено приютить природе. С другой стороны, свечу можно ассоциировать с надеждой. Если поэт упоминает, что она погаснет от его руки, можно отметить, что он сам является владельцем своей судьбы и может влиять на свою жизнь.
  2. Образ дуба. С этим символом мы знакомы еще из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». Там дуб приобретает такой же почти сакральный смысл – именно его видит князь Болконский и переосмысливает всю свою жизнь. Он является отражением изменений внутри его души. Дуб у Заболоцкого так же связан с его душой – именно в нем он надеется найти себе пристанище после смерти. Он символизирует вековую мудрость, а также надежность. Находясь под его листами, каждый может стать причастным к сознанию писателя.
  3. Образ дождя. Дождь у Заболоцкого связан с началом новой жизни. Именно он несет в себе энергию, которая, воплощаясь лишь в одной волшебной капле, готова оживить кристалл, которому жизнь не дана. Поэт и сам рано или поздно станет дождем и прольется на траву, даруя ей часть своей души.

Темы, проблемы, настроение

Все стихотворение «Завещание» проникнуто основной темой жизни и смерти. Заболоцкий пишет не просто «Завещание», а целую программу, показывая, что даже после ухода из этого мира он вернется в него, но только в измененном состоянии. Природа примет его в любом виде, укроет его, потому что он тоже ее часть.

Тема человека и природы также является основной в «Завещании». Именно окружающий мир становится проводником для поэта из жизни в смерть и наоборот. Бытие для него прекрасно, оно продолжается, несмотря ни на что. И никогда человеку не будет покоя, ведь так или иначе он будет связан с жизнью, хоть уже и не своей. Его душа воплотится в миллионах созданий и будет являться частью этого мира, изменчивого и непостоянного.

Проблематика стихотворения «Завещание» не менее интересна. Заболоцкий поднимает проблему отношения человека к собственной жизни. Он верит, что смерть – не конец. После ее прихода начинается новая жизнь, начинаются настоящие метаморфозы.

Также в тексте стихотворения прослеживается проблема отношения поэта к своему творчеству. Эту проблему задает ритм стихотворения, размер, которым оно написано. По идее, Заболоцкий должен был создать что-то, отдаленно напоминающее «Памятник», но его стихотворение проникнуто немного другим настроением. Он не видит смысла давать наставления своим читателям, убеждать их в том, что он будет жив, пока будут звучать его стихи. Заболоцкий стремится показать, что жизнь его будет вечной, поэтому нет смысла просить кого-то воздавать ему уважение за его творчество. А вот его идейное наследие, его дела, которые он сможет не закончить до смерти, могут стать прекрасным продолжением его жизни в этом мире. Поэту важно знать, что жил он не напрасно.

Смысл

Основная идея стихотворения «Завещание» – отразить, насколько изменчив и прекрасен этот мир. Он может поместить в себя миллионы людей, живших до нас. Они все окружают нас, став когда-то частью нашей жизни, а мы не придаем этому никакого значения.

В этом и смысл. Заболоцкий акцентирует внимание читателя на том, что природа помогает возрождаться человеку много раз, поэтому стоит уделять ей больше внимания и времени. Стоит наслаждаться ей, воспринимая ее как соединение множества душ, ранее ушедших из этого мира.

Итак, главная мысль стихотворения «Завещание» – даже после смерти есть жизнь, просто она не такая, какой мы привыкли ее видеть.

Чему учит?

Учитывая биографический контекст, в котором было написано стихотворение «Завещание», оно учит не сдаваться несмотря ни на что и продолжать двигаться в заданном направлении. Жизнь сама по себе – хаос, стоит воспринимать ее как нечто изменчивое и неустойчивое. Чтобы со спокойной душой уйти из нее, нужно действительно много сделать. Эти дела не должны быть бессмысленными, ведь как воплощение в природе не все будут тебя воспринимать. Необходимо, чтобы все, к чему ты стремился, имело смысл и для остальных людей.

«Завещание» действительно носит в себе нотки этого документа. Оно наполнено смирением перед неизбежным и осознанием того, в каком направлении следует двигаться дальше. Итак, следует любить окружающий мир, принимать его, и он примет тебя, когда твоя жизнь прервется.

Средства художественной выразительности

Создавая стихотворение «Завещание», поэт использует множество средств для передачи идеи и отражения основного смысла. Некоторые из них:

  1. Эпитеты («…необозримый мир туманных превращений», «…бедный прах», «…зеленый лес» и т.д.);
  2. Метафоры («безмолвный мрак могил…», «безжизненный кристалл» и т.д.);
  3. Олицетворения («Многовековый дуб …обовьет», «…почуял жизнь безжизненный кристалл» и т.д.);
  4. Обратный порядок слов («…отправлюсь я», «…покроют эти воды» и т.д.);
  5. Риторическое обращение («Я не умру, мой друг»);
  6. Повторы («Я в небе пролечу…» и «Я вспыхну над тобой…», «Когда почуял жизнь…» и «Когда впервые капля…» и т.д.);
  7. Сравнения («…как медленная птица», «…как бледная зарница», «…как летний дождь»);
  8. Риторическое восклицание («О, я недаром в этом мире жил!»).

Автор: Дарья Манько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *