Анализ романа «Великий Гэтсби» (Ф. С. Фицджеральд)

«Великий Гэтсби» – классика мировой литературы и роман знаменитейшего «представителя потерянного поколения» – Фрэнсиса Фицджеральда. Это история об американской мечте, богатстве, любви и другом-другом-другом… что позволило «Великому Гэтсби» стать определяющим произведением американской литературы прошлого столетия и квинтэссенцией романа эпохи джаза. Многомудрый Литрекон прочитал это произведение, изучил и готов поделиться с Вами анализом романа «Великий Гэтсби» по плану. Обязательно прочтите этот шедевр в оригинале. Приятного просвещения!

История создания

Фрэнсис Скотт Фицджеральд написал этот роман, основываясь на личном опыте и окружающей среде. Вдохновением послужили юношеский роман с Джиневрой Кинг, светской львицей, и шумные вечеринки Северного побережья Соединённых Штатов Америки.

Двадцатые годы двадцатого столетия – время оправления от Первой мировой войны (1914–1918 гг) и пандемии испанского гриппа (1918–1920), сухой закон (1920–1933), расцвет джазовой музыки.

Работа над романом началась в 1922 году, но пока что это была только разработка идеи. Затем последовал переезд на Северное побережье Америки, Лонг-Айленд, который и стал прототипом мест, упоминаемых в сюжете.

Финальный этап работы проходил уже на Лазурном берегу (Франция), куда автор переехал в 1924 году. Через год были завершены редакторские правки, а публикация состоялась 10 апреля 1925. Роман не вызвал мгновенных аплодисментов, но спустя время, как оно и бывает, стал самым читаемым американским романом среди разновозрастной аудитории, а со временем «Великий Гэтсби» и вовсе стал оказывать влияние на многие поколения американцев, став бестселлером.

Жанр, направление

Литературное направление «Великого Гэтсби» определить достаточно просто – это реализм, поскольку перед нами вполне реальные люди в реальных обстоятельствах, к тому же изображение целой эпохи. Но нужно уточнить, что это именно критический реализм, так как явно прослеживаются социальная сатира и идея недостижимости «американской мечты». 

Хотя сам Ф. Скотт Фицджеральд никогда не предполагал, что история будет реалистичной, поскольку он создавал романтическое изображение, наполненное сценическим и символическим началами.

Жанр «Великого Гэтсби» – исторический роман, хроника джаза. Принято считать, что «Великий Гэтсби» также является исторической фантастикой, то есть книгой, точно описывающий конкретный период времени, но не являющейся правдивой историей как таковой. То есть такой роман может включать вымышленных персонажей, хорошо известных исторических личностей или их сочетание. Обстановка же рассказывает историю.

Композиция

Роман «Великий Гэтсби» достаточно короткий и состоит всего из девяти глав.

В начале присутствует эпиграф, являющийся как бы стихотворением Томаса Парка дʼИнвильера – персонажа Ф. Скотта Фицджеральда из романа «По эту сторону рая»:

«Then wear the gold hat, if that will move her;
If you can bounce high, bounce for her too,
Till she cry “Lover, gold-hatted, high-bouncing lover,
I must have you!” »

Роман структурирован таким образом, что предзнаменования и флэшбеки широко используются для придания истории глубины и интриги, показывают сложность сюжета.

Например, в самом начале Ник Каррауэй, рассказчик, встречает Джордан Бейкер, подругу Дейзи. Джордан рассказывает Нику об инциденте, произошедшем на одной из вечеринок Дейзи, где кто-то был убит. Этот инцидент упоминается снова гораздо позже в романе, когда выясняется, что убитым был сам Джей Гэтсби. Использование предзнаменования создает у читателя ощущение неизвестности и предвкушения, поскольку он постоянно пытается угадать, что произойдет дальше.

Флэшбеки также широко используются в «Великом Гэтсби». Один из самых значительных флэшбеков происходит ближе к концу романа, когда Гэтсби наконец рассказывает Нику историю своей жизни. Флэшбек показывает, что Гэтсби родился в бедной семье и должен был сам прокладывать свой путь в мире. Он познакомился с Дейзи, когда она все еще была замужем за своим первым мужем, Томом Бьюкененом. Гэтсби влюбился в нее мгновенно и провел последние пять лет, пытаясь завоевать её расположение. Воспоминания предоставляют важную информацию, которая помогает читателю понять характер и мотивацию Джея Гэтсби.

Стиль письма Ф. Скотта Фицджеральда часто ироничен, наполнен образным языком и интересными образами. Автор нередко использует длинные предложения, начиная с одной темы и заканчивая другой. Он использует сложный язык и не отступает от более лирических пассажей.

Смысл названия

После редакторских правок в 1925 году и идей редактора, Максвелла Перкинса, Ф. Скотт Фицджеральд был доволен текстом романа, однако название было под вопросом практически до публикации.

Одним из вариантов заголовка был «Тримальхион» и «Тримальхион в Уэст-Эгге» («Trimalchio» и «Trimalchio in West Egg») – отсылки на античный роман, в котором раб стал богатым человеком. 

Другими вариантами были: «On the Road to West Egg», «Under the Red, White, and Blue», « The Gold-Hatted Gatsby», « The High-Bouncing Lover». 

Ф. Скотт Фицджеральд уже был готов остановиться на варианте «Trimalchio in West Egg», но редакторы убедили его выбрать простой и лаконичный заголовок «Великий Гэтсби», который вдохновлён «Большим Мольном» французского писателя Ален-Фурнье («Le Grand Meaulnes»). Остановился он на нём, конечно же, неохотно. 

Джей Гэтсби – один из главных героев, за историей которого наблюдают читатели вот уже сто лет. Но почему эпитет «великий»? Это ирония, поскольку герой не является таковым в буквальном смысле. В данном случае это просто символ американской мечты и богатого образа жизни того времени.

Величие – это иллюзия, поскольку роман является исследованием обманчивости внешности: люди могут скрываться под масками, пытаясь найти место под солнцем. И олицетворение Америки того времени: обещания и гламур на поверхности, а уже внутри одна пустота. Таков смысл названия романа «Великий Гэтсби». 

Суть: о чем роман?

В чём же суть романа «Великий Гэтсби»?  Тут всё просто: американская мечта – это фантазия, поскольку никто в этом мире не может иметь всё и сразу. «Великий Гэтсби» подводит итог эпохе джаза, но, предлагая трагедию, Ф. Скотт Фицджеральд показывает, что американская мечта основана на «пепле» – как на промышленной грязи, так и на тяжёлом труде миллионов американцев, для которых эта мечта никогда не осуществится, так и на пепле мёртвых любовных романов, которые Гэтсби, несмотря на все его квазимагические свойства, никогда полностью не вернёт к жизни.

В качестве основного послания можно также рассматривать тот факт, что богатство развращает всех, кто его получает.

Главные герои и их характеристика

За кем же читатели наблюдают вот уже целый век? Многомудрый Литрекон напомнит Вам их имена и характеристику:

  • Ник Каррауэй – рассказчик, но не главный герой. Весь роман мы видим именно его глазами. Приехав со Среднего Запада на Восток, чтобы изучить облигационный бизнес, Ник приходит в ужас от материализма и поверхностности, которые он обнаруживает на Манхэттене и Лонг-Айленде. В конце концов он восхищается Гэтсби как человеком, полным надежд, и презирает остальных людей, с которыми сталкивается.
  • Джей Гэтсби – человек, сделавший себя сам. Им движет любовь к Дейзи Бьюкенен и одержимость ею. Родившийся бедным фермером, Гэтсби добивается материального успеха благодаря преступлениям и проводит весь роман, пытаясь воссоздать идеальную любовь, которая была у него с Дейзи пять лет назад. Когда она не может отказаться от своего брака, мечта Гэтсби рушится.
  • Дейзи Бьюкенен – очень богатая молодая женщина, оказавшаяся в ловушке неблагополучного брака и подавленная своей бессмысленной жизнью. У Дейзи роман с Гэтсби, но в конечном счете она не желает говорить, что была так же одержима им, как и он ею, и возвращается к своим неудовлетворяющим, но и менее требовательным отношениям со своим мужем Томом.
  • Том Бьюкенен – очень богатый, неверный, задиристый муж-расист Дейзи. У Тома роман с Миртл Уилсон, сопровождающийся физическим насилием. Он расследует дело Гэтсби и раскрывает некоторые подробности его преступной деятельности, демонстрируя Дейзи, что Гэтсби – не тот, с кем ей следует связывать свою судьбу. После того, как Дейзи сбивает Миртл Уилсон, Том мирится с Дейзи, и они вместе уезжают из города.
  • Джордан Бейкер – симпатичная женщина, профессиональная гольфистка, у которой отношения с Ником. Поначалу Джордан привлекательна своим пресыщенным, циничным отношением к жизни, но затем Ник постепенно понимает, что ее закоренелая ложь и полное отсутствие заботы о других людях разрушают отношения.
  • Миртл Уилсон – несколько вульгарная жена автомеханика, несчастливая в браке. У Миртл роман с Томом, который ей нравится за его грубую мужественность и за его деньги. Дейзи сбивает Миртл, убивая ее ужасным и шокирующим способом.
  • Джордж Уилсон – запуганный муж Миртл из рабочего класса. Джордж приходит в ярость, когда узнает о романе Миртл, а затем эта ярость трансформируется в необузданное безумие, когда его жену убивают. Джордж убивает Гэтсби и самого себя в результате убийства-самоубийства, которое, кажется, полностью стирает Гэтсби и его длительное влияние на мир.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика романа «Великий Гэтсби» достаточно обширна:

  1. Богатство. Это одна из самых важных тем, с которыми борются персонажи Ф. Скотта Фицджеральда в «Великом Гэтсби». В частности, он проводит контраст между аристократией, теми, у кого есть старые деньги, такими как Дейзи и Том, и теми, у кого есть новые деньги, такими как Гэтсби. Они живут разными жизнями и рассматривают друг друга в разном свете. Но оба типа богатства развращают одинаково. По мере накопления денег их внимание к другим людям уменьшается. Ф. Скотт Фицджеральд приводит отличный пример этого в конце романа, когда Дейзи и Том переезжают в новый дом, вместо того чтобы присутствовать на похоронах Гэтсби или разбираться с последствиями. Вместо этого они используют свои деньги, чтобы держать других людей на расстоянии и получать от жизни все, что хотят.
  2. Американская мечта. Эта тема занимает центральное место в понимании Гэтсби мира и суждениях, которые Ник выносит о будущем в конце романа. Это набор идей, которые предполагают, что любой, кто много работает, может добиться успеха в Соединенных Штатах Америки. Гэтсби поднялся из бедности до уровня мультимиллионера, но, когда дело дошло до того, чего он действительно хотел в жизни, он потерпел неудачу. Он всю свою жизнь думал, что если он просто заработает достаточно денег, то сможет убедить Дейзи полюбить его и у него будет всё, чего он хочет. Но он не смог восстановить свои отношения с Дейзи, и его стремление к этому привело к его смерти.
  3. Общество и класс. Роман также можно прочитать как столкновение между старыми богачами и нуворишами (быстро разбогатевшими людьми из низкого сословия), стремящимися стать ими или заменить их. Если роман заканчивается тем, что борющихся и бедняков убивают, а «старым деньгам» буквально сходит с рук убийство, кто выигрывает в этой классовой битве?
  4. Любовь и отношения. В романе «Великий Гэтсби» есть несколько разных описаний любви и взаимоотношений, и ни одно из них не является идеальным. Есть бесконечная любовь Гэтсби к Дейзи, любовь Джорджа к своей жене, Миртл, отношения Тома и Дейзи и отношения Ника с Джордан. Цель Гэтсби – вернуть Дейзи в свою жизнь – построена на идеализированном образе последней, который не может реализоваться. Гэтсби нравится идея Дейзи и мысль о том, чтобы обладать ею, больше, чем сам человек. То же самое можно сказать и о внимании Тома к своей жене. Он хочет сохранить её как товар и как символ своего собственного статуса. Но он её не любит. Том постоянно изменяет ей и не пытается это скрывать. Мимолетные отношения Ника и Джордан эмоционально отстранены. Эмоций с обеих сторон недостаточно, чтобы это было чем-то иным, кроме мимолетного отвлечения внимания.
  5. Смерть и неудачи. Нотки печали пронизывает книгу, когда Ник вспоминает лето, закончившееся тремя насильственными смертями и крахом бредовой мечты одного человека. Обречены ли амбиции и перенапряжение на такой уровень эпического провала, или это примеры того, как мы прячем прошлое под ковер, когда смотрим в будущее?
  6. Мораль и этика. Несмотря на то, что большинство персонажей этого романа изменяют своим близким, один из них – случайный убийца, другой — настоящий преступник, а третий – убийца, в конце романа никто не наказан ни законом, ни общественным порицанием.
  7. Изменчивость личности. Ключ к ответам на вопросы, подразумеваемые в названии (Что делает Гэтсби великим? Великий ли Гэтсби?) заключается в том, возможно ли изменить себя навсегда, или прошлая история и опыт оставляют свои следы на всю жизнь. Гэтсби хочет добиться успеха двумя способами: превратиться в гламурную фигуру, но также воспроизвести и сохранить моменты из своего прошлого с Дейзи. Он терпит неудачу, потому что невозможно измениться? Потому что невозможно повторить прошлое? Или и то, и другое?
  8. Одержимость прошлым. Из-за своей одержимости Дейзи Гэтсби является ярчайшим примером персонажа, застрявшего в прошлом. Эта одержимость не позволяет ему когда-либо иметь настоящие отношения с физической Дейзи. В своем воображении он создал совершенно иную версию её личности. Прошлое также поглощает Тома Бьюкенена, единственной его претензией на известность является его футбольная карьера в Нью-Хейвене. Любовница Тома, Миртл, всегда расхваливает то, что они с Томом будут делать, когда поженятся. Она мало что знает, но Том явно не видит этого в своем будущем. Даже в непринужденной беседе Бьюкенены, особенно Дейзи, вспоминают прошлое или строят планы на будущее. Они всегда планируют поездки в город или вспоминают старых знакомых. Всякий раз, когда Дейзи вынуждена возвращаться в настоящее, она испытывает явный дискомфорт и тревогу.

Основная идея

Действие истории происходит в вымышленных пригородных районах Нью-Йорка: Ист-Эгг и Вест-Эгг. Эти районы олицетворяют богатство: Ист-Эгг является домом для семей, которые были богаты на протяжении поколений, а Уэст-Эгг – домом для новых богачей. Между районами Ист- и Уэст-Эгг находится Долина пепла, где живет и работает рабочий класс. Это необходимый район для проезда жителей Ист и Уэ-ст-Эгг, чтобы попасть домой. Долина пепла – грязный район, загрязнённый городской промышленностью. Здесь живут горожане, в то время как промышленные пепелища загрязняют как их жилые помещения, так и их надежды и мечты. Неслучайно Ф. Скотт Фицджеральд сделал «Долину пепла» местом пит-стопа для автомобилистов, направляющихся в город из своих домов в более богатых кварталах, поскольку богатство играет важную роль в сюжетах рассказа.

В романе автор изображает 20-е годы – время избытка и материального процветания как переживающее одновременный упадок социальных и моральных ценностей. Безрассудная самоотверженность, с которой богатые устраивали вечеринки и праздновали свое богатство, оттолкнула целый класс людей, заставив богатых забыть о своей морали в пользу коррупции, дурной славы и удовольствий. Таков смысл романа «Великий Гэтсби».

Чему учит?

«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда – это, с одной стороны, дразнящий взгляд на желанную жизнь одного процента людей, с другой – это полное раскаяния осознание одинокой пустоты такого образа жизни. Читатели будут одновременно любить и ненавидеть персонажей, за которыми будут следить на протяжении всего сюжета, желая смотреть прямо на каждого и в то же время избегать чужих глаз, а также задаваться вопросом, является ли какой-либо персонаж в этом романе героем, или же за деньги действительно можно купить счастье. Но, как мы уже выяснили выше, американская мечта – это фантазия, поскольку никто в этом мире не может иметь всё и сразу. О чем же заставляет задуматься роман «Великий Гэтсби»?

  1. Всегда нужно сосредотачиваться на себе и своих желаниях. Если мы строим свои мечты, карьеру и жизнь вокруг кого-то другого, мы рискуем упустить самих себя. Нужно сосредотачиваться на том, чего именно вы хотите. Каждый персонаж этой книги никогда не спускает глаз с награды. Гэтсби потратил всю свою жизнь, пытаясь произвести впечатление на Дейзи, в конце концов, это ему не удалось. Зачем всю свою жизнь пытаться удовлетворить кого-то другого? Нужно исполнять свои желания.
  2. Нельзя купить счастье и любовь за деньги. Сколько бы усилий ни приложил Гэтсби, чтобы вернуть Дейзи с помощью своих изысканных вечеринок, эпатажного особняка, загадочности и явно богатой личности, в конце концов, Дейзи все равно решила связать свою жизнь с Томом.
  3. Нужно верить в себя. Можно достичь всего, чего захочется, и происхождение не имеет значения. Джей Гэтсби не позволял обстоятельствам определять, кем он был. Он родился в бедности, но верил в силу своей цели, и с завоеванным количеством надежды и оптимизма он создал для себя новую жизнь. Мечты могут стать реальностью.
  4. Нужно стараться видеть в людях хорошее. Роман начинается с цитаты «всегда старайся видеть в людях хорошее, которую рассказчику говорил его отец. Похоже, Ник воспринял это всерьез, и это заставило его познакомиться со многими разными людьми и пережить массу впечатлений, с которыми он, будучи человеком с закрытыми взглядами, никогда бы не столкнулся.

Критика

Хотя Ф. Скотт Фицджеральд считал «Великого Гэтсби» своим величайшим достижением на момент публикации, книга не имела ни критического, ни коммерческого успеха после публикации. Отзывы были неоднозначными, и 20000 экземпляров первого издания расходились медленно. При жизни Ф. Скотта Фицджеральда книга была напечатана ещё один раз, и когда он умер в 1940 году, из этого второго издания все ещё оставались непроданные экземпляры.

Эдвин Кларк из американской ежедневной газеты «The New York Times» посчитал роман «мистической и гламурной историей об эпохе джаза». 

Лилиан К. Форд, критик из ежедневной газеты «Los Angeles Times», считала «Великого Гэтсби» «откровенным произведением искусства», которое «оставляет читателя в настроении сдержанного удивления».

Несколько рецензентов сочли, что роман оставляет желать лучшего после предыдущих работ Фицджеральда, и, соответственно, раскритиковали его. Например, Харви Иглтон из «The Dallas Morning News» предсказал, что «Великий Гэтсби» ознаменовал конец творческого успеха Фицджеральда, а Джон Макклюр из «The Times-Picayune» настаивал, что сюжет неправдоподобен, а сама книга по своей конструкции кажется сырой.

Ф. Скотт Фицджеральд был в печали из-за таких рецензий, был возмущён фактом такой критики и пришёл к тому, что большинство «оценщиков» неправильно поняли роман:

«из всех рецензий, даже самых восторженных, ни одна не имела ни малейшего представления, о чём книга»

«Великий Гэтсби» был заново открыт несколько лет спустя и пользовался экспоненциальным ростом популярности в 1950-х годах, вскоре став стандартным текстом школьной программы в Соединенных Штатах Америки. Роман остается одним из бестселлеров издательства Scribner’s и сейчас считается шедевром американской литературы. В 2021 году он перешел в общественное достояние на родине.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *