Анализ стихотворения «Вчера ещё в глаза глядел» (М. Цветаева)

Творчество Марины Цветаевой насыщенно любовными стихотворениями. Многомудрый Литрекон разберет одно из самых драматичных среди них. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел» было написано в 1920 году и посвящено оно другому известному поэту, а именно Осипу Мандельштаму, с которым она находилась в отношениях с 1916 года. Их общение было осложнено тем фактом, что жили они в разных городах: Цветаева — в Москве, а Мандельштам — в Петербурге.

В 1920 году они решили расстаться, ибо Осип нашёл себе другую женщину, что, вероятно, усугубило моральное состояние Марины. Она отсылает в Петербург именно это стихотворение. Но теплые взаимоотношения поэты сохранили на всю жизнь. Но жена Мандельштама отзывалась о сопернице очень холодно, ведь постоянно ревновала мужа к трогательным письмам.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Вчера еще в глаза глядел» относится к любовной лирике.

С направлением тут сложнее, ибо Цветаеву тяжело приписать к каким-либо течениям, традиционно ее фигуру выделяют на фоне модернистских школ и не включают ни в одну из них.

А вот с размером всё, наоборот, проще, это знакомый любому читателю шестистопный ямб.

Смысл названия

Название передаёт нам всю суть стихотворения, а именно — резкий разрыв. Оно передаёт ощущение, с которым сталкиваются почти все после расставания.

Вот вроде ещё вчера вы были парой, любовниками, а сегодня вы уже никто друг другу.

Образы и символы

В стихотворении «Вчера еще в глаза глядел» фигурирует огромное количество символов и образов, достойных разбора.

Главным символом стихотворения являются женщины. Их образ так или иначе появляется в течение всего произведения, но ярче всего они упоминаются во второй строфе:

«О, вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?!“»

Женщины в этом стихотворении изображены как бесправные мученицы, которым так и не объяснили, в чём они виноваты. Именно такой поэтесса и ощущала себя во время разрыва отношений с Осипом.

Интересно, что после охлаждения партнера изменилось само восприятие времени. «Вчера еще до птиц сидел, — Всё жаворонки нынче — вороны» — говорит героиня. Если раньше раннее утро было часом затянувшегося свидания, сладостного томления, то сейчас жаворонок (символ раннего утра) — ворон (символ могилы и смерти). Все, что было раньше, умерло.

Теперь героев все разделяет, они стали антиподами друг для друга:

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.

Далее появляется символ воды. В третьей строфе и кровь, и слёзы для женщин — вода. То есть нечто обыденное, знакомое, бытовое. Тем самым героиня пытается сказать, что ей это горе знакомо, не ново, как и всем женщинам. В четвёртой же строфе эта же «вода» увозит милых на кораблях.

Далее автор создает два восприятия образа возлюбленной: до и после расставания. Если раньше партнер идеализировал героиню, то теперь она для него не имеет ценности, как ржавая копейка. Более того, перед его взором героиня чувствует себя «детоубийцей на суду», лишенной даже права на сострадание и понимание. Такой человек достоин самых жестоких мук («колесовать!»), но разница в том, что героиня никого не убивала, а лишь потеряла любовь близкого человека.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Антитеза проявляется и в самоощущении героини до и после расставания. Страсть противопоставляется могильному холоду, любовь — смерти.

В последней строфе появляется символ дерева, которое буквально говорит «всему своё время». Оно иллюстрирует, что как бы мы ни форсировали события, всё произойдёт само. В стихотворении этот образ появляется, условно, в заключении и, подытоживая всё стихотворение, заявляет, что ни она, ни любой другой человек не властен над чувствами своего партнёра. Проще говоря, дерево символизирует смирение.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема у произведения «Вчера еще в глаза глядел», конечно же, расставание. У всех поэтов лейтмотив любви идёт рука об руку с лейтмотивом расставания, однако Марина Цветаева всё же смотрит и показывает этот мотив со стороны женщины. Страстно, эмоционально, без купюр. Помимо этого, Цветаева акцентируется не просто на разрыве отношений, но ещё и на его резкости. Так что главная тема данного произведения — резкий, болезненный разрыв.

Трагическая природа женской любви — тоже тема для размышления автора. Женщины привыкли к слезам и мукам, они не в первый и не в последний раз оказываются «детоубийцей на суду» без всякой вины. Просто «милый» охладел, а они оказались «копейкой ржавою».

Основной же проблемой стихотворения «Вчера еще в глаза глядел» являются неожиданность и необъяснимость расставания. Такие вещи всегда происходят очень резко и незаметно, из-за чего и складывается это ощущение. Ощущение, когда ты понимаешь, что человек «вчера ещё в глаза глядел».

Помимо этого, проблематика раскрывается и через необъяснимость. Ведь почти в каждой строфе рефреном подчёркивается непонимание лирической героиней причины завершения отношений.

Столь же остро стоит проблема лжи. «Милый» пытается разубедить героиню, но она все ведает, и эта попытка обмана еще сильнее ранит, на что указывают восклицательные знаки.

Смысл

Основная идея стихотворения «Вчера еще в глаза глядел» заключается в том, что мы никак не можем повлиять на чувства человека. Если обстоятельства сложились против нас, сколько бы мы ни терпели, они могут оказаться сильней. Более того, мы не всегда можем понять, почему всё вышло таким образом? Выход один — смирение. Героиня просит в финале прощения за все, что указывает на ее намерение попрощаться с возлюбленным.

Главная мысль стихотворения «Вчера еще в глаза глядел» — беспричинность охлаждения чувств, таинственная магия их исчезновения. Рефрен «Что тебе я сделала» ведет в тупик, этот вопрос не требует ответа, а является сетованием, жалобой. Человек сделал больно, но причины для этого нет. Более того, он и не хотел быть жестоким. Просто любовь прошла, а ее жертвам остается лишь бессильное сожаление.

Ясно это произведение говорит о том, что любая любовь заканчивается, а мы остаёмся наедине с собой, со своими мыслями и со своими обстоятельствами.

Средства художественной выразительности

Тропы и другие средства выразительности в стихотворении «Вчера еще в глаза глядел» играют важную роль в создании читательского впечатления:

  1. Рефрен: «Милый, что я тебе сделала?»
  2. Эпитеты: глупая, остолбенелая, умён, живой, дорога белая, милый, копейкой ржавую, не милая, несмелая, заледенелая, зрячие, спелое.
  3. Метафора: жизнь выпала копейкой ржавую, Я и в аду тебе скажу, жить в самом огне.
  4. Гипербола: равнял с китайскою державою.
  5. Антитеза: глупая, умён; живой, остолбенела; мать, мачеха.

Автор: Саид-Магомед Берсанов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *