Анализ стихотворения «В лесу» (Б. Л. Пастернак)

Немногие в Борисе Леонидовиче Пастернаке признают талант и гениальность, говоря о том, что он всего лишь «один из», прикрываясь тем фактом, что он жил во времена таких асов поэзии, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, застал живым Александра Блока, был чуть старше Сергея Есенина. Другие же напротив, вторят об его исключительности, признавая в Пастернаке дарование поэта, что, по моему мнению, намного ближе к истине. Многомудрый Литрекон разобрал по плану стихотворение Бориса Леонидовича «В лесу». Анализ произведения поможет читателю разглядеть талант Пастернака во всех подробностях и сделать свой вывод.

История создания

Стихотворение «В лесу» было написано в 1917 году. Ранняя лирика Бориса Пастернака характеризуется, как он сам выразился, «неотвязной субъективностью», то есть абсолютной интимностью, индивидуальностью, что затрудняет её понимание.

Разбираемое стихотворение вошло в книгу «Темы и вариации», которая была опубликована в 1923 году. Поэт хотел назвать книгу иначе, назвать её «Обратной стороной медали», сделать её неким продолжением предыдущей книги, «Сестра моя — жизнь. Лето 1917 года», но вышло всё иначе.

Цикл, к которому относится «В лесу», называется «Нескучный сад». Этот цикл самый большой в книге.

Сам Борис Леонидович недолюбливал «Темы и вариации». Да, данная книга включает в себя циклы, которые были написаны в разные времена, поэтому она не столь «текучая и плавная», как предыдущая книга поэта, созданная на одном дыхании. Марина Цветаева как-то написала о «Темах и вариациях»: «В этой книге несколько вечных стихов». Эта фраза была заступнической, она защищала книгу от недовольства её создателя.

«Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» (Б. Л. Пастернак)

Жанр, направление, размер

Строфы философского стихотворения «В лесу» обособленны друг от друга, то есть каждая из них имеет свою законченную мысль, не перетекающую в следующее четверостишие, но эти самые строфы объединены общей темой, пронизывающей каждую из них и соединяющей их в единое, гармоничное произведение.

«В лесу» явно принадлежит к такому модернистскому течению как символизм. Борис Леонидович не был символистом, но его футуристическая поэтическая сущность была обращена в данную сторону.

Борис Леонидович серьёзно занимался музыкой, но, по его словам, у него не было абсолютного слуха, поэтому пришлось отказаться от этого увлекательного, любимого дела. Также у Пастернака была огромная предрасположенность к философии, но он выбрал поэзию.

Все пастернаковские «увлечения» повлияли на его творчество в целом. Даже футуризм у Бориса Леонидовича был мягкий, лёгкий, изящно переплетающийся с философичным, интимным символизмом.

Размер стихотворения «В лесу» – пятистопный ямб с пиррихиями. Рифмовка стихотворения перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «В лесу» состоит из 6-ти обособленных катренов. Композиция его последовательная, «расширяющаяся», то есть развитие идёт от вполне «ограниченного» леса до безграничного времени, через касание «беспредельного» сна.

Стихотворение «В лесу» делится на 6 смысловых, обособленных частей, так как это произведение является по своей жанровой форме стансом. Но также его можно разделить и на три части.

1 часть – это 1-я строфа, вступление, погружающее читателя в недра таинственности, настраивающее его на необходимый лад.

«Луга мутило жаром лиловатым,
В лесу клубился кафедральный мрак.»

Данные строки указывают на особенность происходящего, на привилегированность места действия.

2 часть – это 3-и последующие строфы, в которых повествуется о сне, хотя поэт касается и темы третьей части – времени.

«Есть сон такой, – не спишь, а только снится,
Что жаждешь сна…»

Этими строками автор конкретно обозначил то необычное, что он описывает.

«Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика.»

Эти строки являются стыком первой и третьей частей.

3 часть – это 2-а последних четверостишия, объединённых темой времени. Также в данной части можно заметить закольцованность со второй частью.

«Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика…»;

«Казалось, он уснул под стук цифири…»;

«Испытаннейшие часы в эфире
Переставляют, сверив по жаре.»;

«Счастливые часов не наблюдают,
Но те, вдвоём, казалось, только спят.»

Образы и символы

Борис Леонидович очень редко повествует от своего лица, но возможно и другое – метонимия, то есть повествование от чего-то общего, охватывающего в том числе и самого поэта. В данном случае лирическим героем можно назвать персонажа, который «спит не спя». Сон лирического героя – это сон всего леса.

Первоначально хотелось бы обратить внимание на образ, объединяющий весь цикл «Нескучный сад» — это образ сада. Данное название изначально предназначалось книге «Сестра моя – жизнь», в которой главным образом был также сад, но это был сад души, тогда как данный цикл объединён гласным образом сада.

Образ леса в анализируемом стихотворении можно рассмотреть как прообраз сада, либо же его разновидность. Этот образ амбивалентен. С одной стороны, он символизирует бессознательность и опасность, а с другой – убежище, что является более убедительным, принимая во внимание параллель, проведенную между садом и лесом. Лес – это неограниченный, «натуральный» сад, созданный без человеческого вмешательства.

Следующим ярким образом является образ часовщика, который просачивается сквозь описываемый поэтом сон. Часы символизирует бесконечность времени, но в то же время напоминают о быстротечности его. Часовщик в произведении будто бы управляет временем.

«Текли лучи. Текли жуки с отливом…
Как под щипцами у часовщика.»

Сказуемое «текли», относящееся к лучам и жукам, наталкивает на мысли о течении времени. В данном стихотворении время будто бы замедляет свой ход. Поэт пишет о замеченном «кропотливом мерцании», о «стуке цифири», о «терпком янтаре», о «часах в эфире», что наталкивает на мысли не о быстротечности, а о вечности. Также это предположение подтверждают слова:

«Их переводят, сотрясают иглы
И сеют тень, мают, и сверлят
Мачтовый мрак, который ввысь воздвигло,
В истому дня, на синий циферблат.»

То есть время настолько затянулось, что стало вязким, «физически заметным».

Хотелось бы также отметить едва уловимые образы возлюбленных, которые встречаются лишь в начале стихотворения, а затем предполагаются в конце.

«Что оставалось в мире целовать им?» — герои есть.

В сердцевине стихотворения «В лесу» поэт более обращает внимание на героя, на его восприятие окружающего сквозь призму испытываемых им чувств.

«Счастливые часов не наблюдают,
Но те, вдвоём, казалось, только спят.»- вновь обозначены два героя.

Также нельзя не обратить внимание на цветовой эпитет, употреблённый автором в первой строфе.

«Луга мутило жаром лиловатым…»

Лиловый цвет – это цвет тайны, цвет грустно-романтический, это опоэтизированный черный цвет. Лиловый не является ни холодным, ни теплым, что добавляет необычности данному цвету. Для Пастернака этот цвет особенный.

 «Любимый ее цвет был лиловый, фиолетовый, цвет церковного, особо торжественного облачения, цвет нераспустившейся сирени, цвет лучшего бархатного ее платья, цвет ее столового винного стекла. Цвет счастья, цвет воспоминаний, цвет закатившегося дореволюционного девичества России казался ей тоже светло-сиреневым. И она любила сидеть в лавке за кассой, потому что благоухавший крахмалом, сахаром и темно-лиловой черносмородинной карамелью в стеклянной банке фиолетовый сумрак помещения подходил под ее излюбленный цвет.»

Данная выдержка из романа «Доктор Живаго» очень точно отражает отношение поэта к лиловому цвету. Соответственно, «лиловатый жар» имеет положительный посыл, не связанный с мистическим символизмом цвета, но с его таинственным и чудесным смыслом.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «В лесу» очень ярко, отчетливо просматривается пастернаковский тематический треугольник «Любовь, Природа, Творчество». Темы любви и природы являются более заметными. «Обособленность» влюбленных, их «безвременный полёт» — это любовь; красочное, метафоричное описание леса – это природная тематика. Также можно предположить, что автором затронута тема смерти.

«Луга мутило жаром лиловатым..»;

«Казалось, он уснул под стук цифири…»;

«Счастливые часов не наблюдают,
Но те, вдвоём, казалось, только спят.»;

Неоднократное использование слова «казалось» по отношению ко «сну», а также переплетение данного словосочетания с образом замедленного времени можно рассмотреть как «победу» бесконечного времени над жизнью человека. Но это лишь предположение, которое можно более подробно разобрать, обратившись к другим стихотворениям данного цикла.

Двойственность понимания стихотворения является его проблематикой. Также данную амбивалентность можно считать и проблемой, объединяющей весь цикл «Нескучный сад» из книги «Темы и вариации».

Настроение стихотворения «В лесу» глубоко индивидуально, оно для каждого своё. Прочитав произведение «В лесу», читатель представляет очень хаотичный, непонятный образ, но в то же время эта путаница укрепляет внутри чувство чего-то таинственного, но очень близкого каждому из нас. Постепенно возникает понимание описанного поэтом сюжета, после чего настроение от прочитанного становится «привычно-романтичным», но всё же остаётся «загадочно-вязкий» привкус.

Основная идея

Вершиной пастернаковской темы в этот раз является любовь, поэтому главная мысль стихотворения «В лесу» — сравнение этого светлого чувства со сном, с состоянием пребывания в разряженном воздухе, в «эфире».

«Есть сон такой, – не спишь, а только снится,
Что жаждешь сна; что дремлет человек,
Которому сквозь сон палит ресницы…»

«Сон во сне» — это любовь в квадрате! Смысл произведения «В лесу» — это подвижность такого удивительного «явления» как время: его быстротечность, а также замедление, приостановление его в счастливые моменты.

«Счастливые часов не наблюдают,
Но те, вдвоём, казалось, только спят.»

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «В лесу» перечислены в списке:

  1. Эпитеты: «лиловатый жар».
  2. Сравнение: «он весь был их, как воск на пальцах мяк», «есть сон такой, – не спишь, а только снится, что жаждешь сна; что дремлет человек…», «был полон лес мерцаньем кропотливым, как под щипцами у часовщика».
  3. Метафора: «кафедральный мрак», «палит ресницы два чёрных солнца, бьющих из-под век», «текли лучи», «текли жуки», «стекло стрекоз», «мерцанье кропотливое», «терпкий янтарь», «испытаннейшие часы в эфире», «сверив по жаре», «сеют тень», «сверлят мачтовый мрак», «истома дня», «синий циферблат», «древность счастья облетает», «лес закатом снов объят».
  4. Гипербола: «сотрясают иглы».
  5. Архаизм: «цифирь».
  6. Реминисценция: «счастливые часов не наблюдают».
  7. Риторический вопрос: «что оставалось в мире целовать им?».
  8. Анафора:

«Казалось, древность счастья облетает.
Казалось, лес закатом снов объят.»

  1. Автором использована при построении произведения инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *