Анализ стихотворения «Страшная сказка» (Б. Л. Пастернак)

В данной статье Многомудрый Литрекон разберет одно из военно-патриотических произведений Бориса Леонидовича Пастернака, стихотворение «Страшная сказка». Анализ даст Вам наиболее полное представление об этой уникальной работе.

История создания

«Я не жалуюсь на свое существованье, потому что люблю трудную судьбу и не выношу безделья» (Б. Л. Пастернак)

Война для Бориса Леонидовича была не такой, как для подавляющего большинства советских граждан и вообще всех людей. Возможно, он глубже смотрел на это трагическое событие, возможно, он иначе относился ко всему катастрофическому, сбивающему с накатанного пути.

Проводив жену с детьми в эвакуацию, Пастернак возвратился в любимое Переделкино. Этим же летом он продолжил работу над произведениями, начатыми ещё весной.

Ознакомившись с некоторыми биографическими работами о жизни Бориса Леонидовича, мы можем заметить сформировавшееся в душе устойчивое впечатление, что этот тяжелый период для поэта был и достаточно счастливым, гармоничным, Борис Леонидович полюбил это уединение, возможно даже, что сжимающая тоска и «теплое» ожидание победы, вера в это, вдохновляли поэта, или же напротив, удивительный склад характера автора помог ему пережить тяготы военных лет, вынести из них что-то положительное. В июле 1941 года было написано стихотворение «Страшная сказка», которое опубликовали в этом же году в «Огоньке». Стихотворение включено в цикл «Стихи о войне» книги «На ранних поездах».

В 1943 году Борис Леонидович становится военным корреспондентом, предварительно обучившись данной профессии.

«Благодарю тебя, Господи, что ты дал мне глаза видеть, а когда глядеть поздно, проливать ими слезы. Изведи из темницы душу мою исповедаться имени Твоему. Вот мы думаем, что жизнь — это дом, работа и покой, а когда случается какое-нибудь потрясенье, каким родным, знакомым обдает нас катастрофа! Как возвращенье младенчества! Крушенье более в нашей природе, чем устроенность. Рожденье, любовь, смерть. Все эти отдельные толчки сокрушительны, каждый шаг в жизни — изгнанье, потеря неба, обломки рая. И всегда в эти минуты никого кругом. Только снег, снег. Как я всегда любил его» (Б. Л. Пастернак)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Страшная сказка» написано в жанре гражданской лирики, а данный жанр считается как бы поджанром философской лирики, то есть она настолько же глубока, чиста и порой непонятна, своеобразна. Если философский жанр – это мысли одной, конкретной «души», то гражданская лирика – это мысли и переживания целого народа, это лирика «народной души».

Модернистское направление стихотворения «Страшная сказка» проявляется в обращении автора к подсознанию читателя, к глубинам его сознания, в обращении поэта к душевным широтам читателя, в которых живет «естественное» человеческое сострадание вместе с заложенными еще в раннем возрасте родителями страхом «бездушной» войны, воспоминаниями (возможно, также переданными) о страшных днях.

Как раз таки основной задачей модернизма в литературе является отражение влияния событий прошлого на настоящее, влияния надежд на будущее, влияние мгновений на жизнь конкретного человека или на жизнь всего общества в целом.

Размер стихотворения «Страшная сказка» – чередование четырехстопного и трехстопного ямбов. Рифмовка перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Страшная сказка» состоит из 4 закольцованных строф, каждая из которых несет в себе кроткий упрек. Каждое новое четверостишие повторяет один и тот же глубинный смысл, но этот смысл отображен по-разному в каждой строфе.

  1. 1-я строфа пропитана смирением и болью… Именно в таком порядке! Автор начинает произведение спокойно, с покорностью обстоятельствам, «сжав зубы», «проглотив» боль. Но единственное, что не до конца он может усмирить, так это мысли об «искалеченных» детях! Эта мысль и является «красной нитью» всего произведения. «Детей разбуженных испуг вовеки не простится.»
  2. 2-я строфа вытекает из первой, продолжая перечисления непростительного.«Не сможет позабыться страх, изборождавший лица…». Складывается впечатление, что автор, начав свой сказ спокойно, с ровным дыханием, задел что-то «неутихающее» в душе, и огонь негодования, так усердно «засыпанный», с новой силой разгорелся! 3-я строфа продолжает эти непримиримые мысли, сравнивая врага с Иродом, сопоставляя происходящие события с Евангелистскими событиями…
  3. 4-я строфа – это строфа усмирения, строфа надежды, веры в лучшее, веры в то, что нынешние события останутся лишь воспоминанием, страшным сном! Но они останутся… «Мученья маленьких калек не смогут позабыться.»

Произведение «Страшная сказка» закольцовано.

Интересно также то, что на протяжении всего стихотворения не встретить ни единого восклицательного знака, обозначающего яркость чувств, яростное несогласие с событиями, ни единого знака вопроса, которые несомненно волновали людей в то время… Почему? Зачем? За что?.. В произведении встречается лишь «сухая», одинокая точка, которая отображает смирение, мужество, готовность отстоять себя, своих, свое, которая отображает внутреннюю силу, силу духа и безмерную доблесть.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Страшная сказка» – это отражение самого поэта, пусть не всегда очевидное, но отражение. Значит, эти яркие черты лирического героя в самом авторе спрятаны где-то далеко, в глубине характера, о них знают не все, возможно, даже и никто…

Лирический герой данного произведения не обладает «закрытыми» чертами поэта, а напротив, является прямым отражением автора.

Главным образом стихотворения является ребенок, которому пришлось резко, быстро повзрослеть, узнать боль, которую ни каждому взрослому под силу вынести, ребенок, который останется на всю жизнь «искалеченным» событиями, впечатлениями, нехваткой света…

Возможно, ребенок в данном произведении – это не только дитя малых лет, но и каждый человек, который, по сути, до конца своих дней в душе остается наивным, славным ребенком, верующим во всё самое прекрасное, стремящимся увидеть чудо вокруг.

Почему Борис Леонидович назвал произведение «Страшная сказка»? Принято считать, что сказки читают только дети, эти произведения для детей, наивные и обязательно со счастливым концом. Но уже давно не является тайной, что сказки куда более необходимы «большим детям», взрослым, чей внутренний ребенок, «забытый» и «задавленный», всё ещё верит в сказки. «Всё ещё» — это значит — несмотря на что-то, вопреки чему-то… Ребенок – это самое светлое и самое сильное существо, которое помогает нам жить, которое помогает понимать, видеть жизнь такой, какая она есть на самом деле!

Но этому «внутреннему» ребенку не дали жить, его «истерзала» война, она погубила его… На войне не место ребенку, на войне все взрослые…

Ребенок – это символ потенциальных возможностей, символ простоты и совершенства. Воспринимая пастернаковского «ребенка» как символ, можно предположить, что война забрала у людей надежду на светлое будущее, что эту надежду и веру в прекрасное будущее еще долгое время нельзя будет восстановить, будут мучить отголоски войны, будут всплывать страхи, заглушающие все светлые мысли, не дающие этому свету просочится и осветить «будущие» дали.

«Не сможет позабыться страх,

Изборождавший лица.»

Поэтом применен глагол «изборождавший», то есть страх, словно тяжелый, острый плуг, оставляет борозды, глубокие щели, следы на лице, морщины. Страх отнимает детство, юность, превращая детей в «маленьких старичков», познавших жизнь в долю секунды…

«Когда он делал, что хотел,

Как Ирод в Вифлееме.»

Еще одно яркое сравнение. Война «истерзала» детей так же, как когда-то по приказу Ирода были избиты младенцы. Самолюбие иудейского царя было задето непослушанием волхвов, поэтому он отдал такой бездушный приказ. Самолюбие, желание показать собственное превосходство, доказать свое величие и уникальность — вот основные причины войн.

Тема, проблемы, настроение

Основной темой стихотворения «Страшная сказка» является война. Эта тема очень широкая! Очень многие деятели искусства затрагивали её, пытаясь отобразить ужасы войны, пытаясь показать, доказать её бессмысленность, напрасность, её губительную и ненужную силу.

Проблематикой данного произведения можно считать ужасные последствия войны, а именно искалеченность душ, «искалеченность» будущего, невозможность забыть ужасы происходящего.

Настроение «Страшной сказки» полностью совпадает с названием. Поэт с трогательным смирением, с мужеством пишет о событиях. Но пишет он об этом отдаленно, лишь только касаясь, но касаясь самых «больных» мест.

Основная идея

«Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.»

«Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.»

Эти две строфы, которые начинают и заканчивают произведение, полностью передают основную идею стихотворения «Страшная сказка». Смысл произведения в том, что преступление нацистов забвению не подлежит.

Всё на свете имеет свои последствия! Какой бы мы выбор ни сделали, что бы мы ни сказали, куда бы ни пошли, с кем бы ни виделись – всё это влияет на будущее. Такое мощное, страшное событие как война не может пройти бесследно… Да, внешние признаки можно исправить, всё можно заново построить, но в душе останется рана, останется мысль «а вдруг…». Очень сложно восстановить первоначальную наивность души… Такова главная мысль произведения «Страшная сказка».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Страшная сказка» перечислены в списке. Они дополнят разбор.

  1. Эпитеты: «разбуженных детей», «новый, лучший век».
  2. Сравнения: «когда он делал, что хотел, как Ирод в Вифлееме».
  3. Метафора: «страх, изборождавший лица», «маленькие калеки», «исчезнут очевидцы».
  4. Олицетворение: «отстроится столица».
  5. Гипербола: «вовеки не простится», «сторицей должен…поплатиться».
  6. Архаизмы: «сторицей».
  7. В произведении очень часто встречается инверсия. Например, «отстроится столица», «не сможет позабыться страх».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

комментария 2

  1. Con:

    Поздравляю, вас посетила замечательная мысль

  2. Даша:

    предидущие части были лучше))))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *