Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (С.А. Есенин)

В творчестве Сергея Александровича Есенина тема Родины занимает особое место. Поэт всегда с трепетом относился к своему родному краю и восхвалял его в своих произведениях. Одним из самых известных текстов Есенина является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Здесь автор выразил всю свою любовь к Отечеству. Рассмотрим подробный анализ данного произведения по плану от Многомудрого Литрекона. 

История создания 

Работу над созданием произведения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» автор завершил в 1925 году. И через полгода Есенин покончил с собой. Из этого следует, что данный период в творчестве автора нельзя назвать оптимистичным и легким. Есенин страдал от алкоголизма и его тяжелых психических последствий. Его тяготило и разочарование в революции. Стало ясно, что Россия идет не по тому пути, который прославляли лозунги Великого Октября. Продразверстки, бунты, голод — все это убивало деревню, столь дорогую сердцу автора.

Впервые анализируемое стихотворение было опубликовано в ежедневнике «Бакинский рабочий» и в знаменитом журнале «Огонёк». 

В своем произведения Сергей Александрович подводит итоги своего жизненного пути, а также предается глубоким размышлениям о сложившейся ситуации в стране. Поэт очень переживал по поводу образования нового государства. Сергей Александрович был очень обеспокоен масштабными историческими изменениями. Волновало его и отсутствие свободы слова. Все тяжелее было публиковаться без протекции Луначарского и других авторитетов в правительстве. Свои мысли и чувства Есенин отобразил в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Оно пророческое: 

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Жанр, направление, размер

Перед нами лирическое стихотворение, которое относится к философской лирике. Об этом свидетельствуют важные проблемы, поднятые в произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Автор поделился с читателем своим мнением по поводу возникших изменений в обществе. 

Также произведение Сергея Есенина можно отнести к гражданской лирике. Так, автор размышляет о роли поэта в обществе, о чувстве патриотизма и о позиции гражданина. Можно заметить, что в стихотворении также присутствуют элементы пейзажной лирики. Есенин с особой теплотой описывает красоту природы родного края. 

Литературный размер, используемый в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…», — хорей. Перекрестная рифмовка делает произведение более выразительным и динамичным.

В начале творческого пути поэт принадлежал к течению имажинистов. Но потом его лирика стала настолько своеобразной, что вышла за рамки определенного вектора. Традиционно наследие Есенина относят к новокрестьянской поэзии — явлению, характерному для Серебряного века. Тематика и стилистика работ подтверждают это.

Композиция 

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» имеет кольцевую композицию. Так, автор выражает одну и ту же мысль в начале и в конце стихотворения. Автор показывает свою огромную любовь к Родине, заявляя, что ему никакая другая страна не нужна. 

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» включает в себя шесть четверостиший. Знакомясь с произведением, читатель замечает, что в нём отсутствует сюжет. Но все строфы тесно взаимосвязаны. В первых строчках Сергей Александрович предается рассуждениям о природе. Поэт осознает, что никакое другое место не сможет заменить ему Россию. Затем Есенин заявляет, что судьба его родной страны является далеко не простой. Его «теснит новь», она враждебна ему, но и эти обстоятельства не повлияли на творческий вектор поэта — «певца золотой избы». Если умирает прежняя Россия, которой он предан, то и ему остается «спокойно умереть» вместе с ней. 

Образы и символы

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» представлено довольно много образов, которые способствуют раскрытию его основной мысли. 

Образ Родины — главный в анализируемом стихотворении. Есенин утверждает, что никогда не сможет жить вдали от «дорогой равнины». Он никогда не забудет свой родной край, даже если ему предложат счастливую жизнь где-то в другом месте. При этом описания родного края вовсе не идиллические и безмятежные. «Свинцовой свежести полынь», «Плачут вербы, шепчут тополя», «Свет луны, таинственный и длинный» — все эти образы лишены теплоты и радости. Напротив, они выражают муку. Но так поэт подчеркивает парадоксальность своего чувства: он любит вопреки и несмотря. Он понимает, что каждый человек на Руси чувствует то же самое:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?

Ответ мы знаем по себе. Но это лишь усиливает привязанность к Родине, которая страдает вместе с нами. Для поэта она выражается в образе «золотой бревенчатой избы». Есенин родом из деревни. В своем творчестве он воспевал именно ее. Но в 1925 году именно деревня оказалась под ударом новой волны перемен. Продразвёрстка истощила село и стала одной из причин голодных лет. Все вокруг менялось, но поэт не хотел быть частью этого превращения. Поэтому предпочел умереть вместе с тем, что было ему дорого.

Образ лирического героя также важен в стихотворении. Внутренний мир главного героя является отражением душевных переживаний Есенина. Читатель наблюдает за мрачной, но такой родной природой глубинки глазами лирического героя. Он описывает все то, ради чего готов «спокойно умереть». Эта тихая решимость характеризует героя: он не может принять разрушения традиционного уклада деревни, но «юности» и новой жизни мешать не хочет. Он уступает дорогу неизбежному, а сам принимает свой мученический венец, который надевает вся Россия уже не в первый раз. Отсюда и отсылка к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Есенин в каком-то смысле является его приемником — певцом русской деревни. Но и он не нашел счастья на Руси, не дождался золотого века. 

Также в произведении заметен образ журавлиного крика. Как известно, эти перелетный птицы покидают страну зимой, чтобы переждать неблагоприятный период. Однако люди совсем не такие. Наблюдая за полетом журавлей, они не откажутся от родного края, даже если на кону их благополучие и жизнь. 

Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

Особое место в произведении занимает образ юности. Как утверждает поэт, «юность брызжет новью» на его поляны и луга. Для Есенина юность выступает символом будущего и не самого хорошего. Она враждебна ему. «Новью той теснимый», он принимает решение не мешать ей и просто принять свою смерть как должное. Он не бунтует, но и не одобряет ее. Он самоустранился — такова его гражданская позиция. Не в силах противостоять и согласиться, он выбирает небытие и остается со своей Россией прошлого до конца.

Темы, проблемы, настроение

Основное место в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» занимает тема любви к родному краю. Для Сергея Есенина не было ничего важнее духовного единения с Россией, которую он знал и любил верно. С ней он готов остаться до самого конца. Как древние славяне хоронили жен вместе с павшими воинами, так и поэт не желает покидать свою страну даже на смертном одре. Он принимает свою смерть спокойно, без сожалений и борьбы. Такова сила его верности.

Тематика и проблематика стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» подробно представлены в списке:

  • Проблема русской жизни. Судя по негативным образам, олицетворяющим Родину, поэт считает жизнь на Руси сложной и тяжелой. Но наряду с мучениями он чувствовал острую радость и ощущение глубокого духовного родства со своей страной. Все страдания — это крест, который нужно пронести, чтобы очиститься и проникнуть в самую суть русской жизни и культуры.
  • Проблема «нови». Образ будущего враждебен герою. Он теснит его, заставляет принять решение. Он меняет родимые дали, проникает во все уголки и преображает страну. Но эти изменения поэту чужды. Он уходит вместе со своей эпохой, со своей Россией. Но при этом не мешает новой юности делать свое неизбежное дело.
  • Тема творческого пути. Автор остается верен своей Музе — «золотой бревенчатой избе». Несмотря на перемены, он придерживается своего курса и не хочет шагать в чужом строю. Он честен и верен себе.
  • Тема смирения. Как верующий человек, поэт принимает свой крест безропотно и смиренно. Он просит лишь об одном: «Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть». С новью он не спорит, так как не хочет новых жертв. В этом его христианский гуманизм — уступить, пожертвовать собой, но не предать самого себя.

В произведении автор рассказывает нам о негативных изменениях, охвативших страну. Однако, несмотря на это, Сергей Александрович никогда не думал менять своего отношения к Родине. Настроение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» печальное, но в то же время твердое. Герой принял решение и объяснил его. 

Основная идея 

В тексте автор выражает свою огромную любовь к Родине. В нем заложен глубокий смысл. «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — это подведение итогов творческих исканий поэта. Сергей Есенин утверждает, что лучше умереть на родной земле, с любимым образом в груди, чем принимать чуждые правила «нови» и смотреть, как гибнет крестьянская Россия, как приходит к концу ее золотая пора. Главная мысль текста заключается в том, что автор предпочитает смерть предательству самого себя и своей Музы. Он осознает, что его время прошло, что нужно уступить место чему-то новому. Но не принимает этого новое и остается в прошлом. Он смиренно несет свой крест и принимает жертву, как многие его предки. 

Сергей Есенин напоминает своему читателю о том, как важно помнить свой родной край и хранить светлые воспоминания о нём. Ведь даже если жизнь на Руси тяжела, безотрадна, грустна, она таит в себе радость и отраду для тех, кто сроднится с ней и пройдет полный тягот путь до конца.

Средства художественной выразительности 

Создавая свое стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», Сергей Есенин использовал разнообразные тропы. 

  1. Особое настроение в произведении создают эпитеты (например, «золотой беревенчатой избы», «свет луны, таинственный и длинный»). 
  2. Можно также заметить в стихотворении присутствие метафор («чужая юность брызжет новью», «свинцовой свежести ковыль»). 
  3. Одушевить природу помогают олицетворения (к примеру, «шепчут тополя», «спит ковыль» и другие).

Перечисленные средства выразительности помогли автору выразить огромную любовь к Родине и поделиться ей с читателем. Различные тропы создают в произведении чувство спокойствия и умиротворения. 

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector