Анализ романа «Машенька» (В.В. Набоков)

Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом романа Владимира Владимировича Набокова «Машенька» по плану. Это тонкое стилистическое сокровище, дебютный роман автора, который определенно стоит читательского внимания. Приятного просвещения!

История создания

«Машенька» была написана в 1926 году. Это произведение стало дебютным романом автора на русском языке после его эмиграции. Набоков покинул Россию в 1919 году из-за неприятия Октябрьской революции и долгое время жил в Европе, пытаясь адаптироваться и найти своё место в новом мире.

Роман «Машенька» основан на личных переживаниях Набокова, соотношении памяти и утраты, а также на его ностальгии по родине. В книге рассказывается история любви и воспоминаний о молодости, о взаимоотношениях между персонажами, особенно о главном герое, которого связывает крепкая, но трагическая связь с Машей.

Создание текста сопровождалось трудными переживаниями, отчасти связанными с потерей родины и поиском идентичности в новой культурной среде. Набоков использовал яркий и поэтичный язык, чтобы передать свои чувства и размышления о жизни, любви и красоте.

На обложке романа Набоков предложил изобразить кокон бабочки. Данное желание несло в себе определенный смысл: для Набокова это была первое произведение, начало его творческого пути. Оно было ещё далёко от набоковского идеала, поэтому на обложке не бабочка, а кокон.

Жанр, направление

Интересной представляется жанровая принадлежность произведения, а также направление, к которому оно относится. Традиционно «Машенька» причисляется к жанру романа, в котором присутствуют автобиографические черты. Набоков, известный своим стилем, который основывался на синестетическом восприятии, изобразил мир таким, каким он его чувствовал, представляя его в красках, звуках и ощущениях, которые, схлёстываясь и смешиваясь, образуют единое целое.

Всё творчество Набокова можно отнести к постмодернизму, поскольку в «Машеньке» эстет Набоков экспериментирует со своим стилем, а также использует в своём романе символы и аллюзии, тем самым усложняя роман для восприятия. Он также играет с композицией, чередуя настоящее время и прошлое. Роль автора в романе стирается, он лишь присутствует, так как Набоков видел идеального писателя в Гюставе Флобере, который стремился обезличить автора в произведении.

Композиция и конфликт

Для понимания романа стоит обратить внимание на композицию, а также на основные конфликты, которые разворачиваются на протяжении всего произведения.

Роман разделён на семнадцать глав, в каждой из которых отражаются разные этапы жизни главного героя, Льва Глебовича Ганина. Эти «части» связаны с его воспоминаниями о Маше, что создаёт атмосферу размышлений и ностальгии. Мы перемещаемся из мира «реального» пансиона Лидии Николаевны Дорн, где главный герой ощущает глубокое чувство одиночества и отчужденности, в мир воспоминаний Ганина. Основные воспоминания Ганина – его родные места и встречи с Машенькой. Мы узнаём историю знакомства Льва и Машеньки, следим за развитием их отношений и узнаём об их разрыве. Игры с перемещениями в пространстве и времени также являются некими деталями формирования набоковского стиля.

Обратим внимание на пять основных конфликтов:

  • Внутренние конфликты: Главный герой одержим своей любовью к Машеньке. Одержимость Ганина проявляется в его желании вновь обрести любовь Машеньки, он считает, что её нынешний партнёр недостоин её. Этот конфликт между его чувствами и внутренними сомнениями, а также его попытки осмыслить свои эмоции и место в жизни, создаёт глубокую психологическую напряженность. 
  • Конфликт любви и реальности: Любовь главного героя к Машеньке идеализируется, но реальность их отношений оказывается сложной. Ганин знает, что Машенька замужем за его соседом Алфёровым, но он надеется на то, возрождение её любви к нему (Ганину). В конце романа, когда Машенька должна приехать, Ганин «устраняет» Алфёрова, и едет встречать её, однако в последние минуты передумывает. Этот конфликт между идеализированным образом любви и повседневной действительностью подчеркивает хрупкость человеческих чувств.
  • Социальный и культурный конфликт: автор затрагивает темы эмиграции и потерянной родины. Ганин, находясь за пределами России, испытывает культурное бессилие, что создает конфликт между его ностальгией и необходимостью адаптироваться к новой жизни. Можно сказать, что это магистральный конфликт романа, поскольку он проходит через весь текст, напрямую соприкасаясь и «срастаясь» с его формой.
  • Конфликт между прошлым и настоящим: Воспоминания о Машеньке и о жизни в России наводят героя на размышления о времени и утраченных возможностях. Этот конфликт живет в его памяти и влияет на его текущее восприятие действительности.
  • Конфликт между искусством и реальностью: Набоков часто играет с темой литературы и её влияния на жизнь. Герой осознает, что его переживания и любовь могут быть неполными без литературного осмысления, что создает конфликт между его личным опытом и художественным выражением. Искусство в романе — это умирающий Подтягин и пошлые танцоры Колин и Горноцветов. Мы можем сказать, что Подятгин – старое искусство, на смену которого приходит новое, более пошлое и безвкусное.

Эти конфликты делают «Машеньку» не только романом о любви, но и глубоким исследованием человеческой психологии, памяти и идентичности.

Смысл названия

Название романа обусловлено содержанием и темами, которые в нём излагаются.
Воспоминания о Машеньке занимают большую часть романа, более того, сама Машенька совмещает в себе два образа: первой любви и родины. 

Для главного героя Машенька — это образ прошлого, по которому он тоскует, находясь в эмиграции. Воспоминания о ней – единственное связующее звено между Ганиным и прошлым. Поэтому Лев Глебович так дорожит Машенькой, поэтому он хочет с ней встретиться, она – прошлое, которое Ганин желает обрести, поскольку она — единственный способ ощутить счастье, находясь в неприветливой чужой стране.

Название романа также указывает на незримую героиню, облик которой мы можем усмотреть в воспоминаниях Ганина. Тем не менее она присутствует на протяжении всего романа, воплощая собой весь дух произведения.

Суть романа: о чем он?

Лев Глебович Ганин, главный герой романа, проживает в берлинском пансионе для русских эмигрантов. Рядом с ним проживает Алфёров, который с волнением ожидает приезда своей жены из Советской России. Также их соседом является старый поэт Подтягин, переживающий, очередной отказ в получении визы. В этом же пансионе проживают двое танцоров Колин и Горноцветов. 

Однажды Алфёров показывает Ганину фотографию своей жены, которая в скором времени должна приехать. Ганин внезапно узнаёт в девушке свою первую любовь — Машеньку. Это открытие побуждает Ганина разорвать отношения с подругой Людмилой и принять решение уехать в субботу. Ожидая встречи с Машенькой, Ганин погружается в воспоминания о своей юности и о том, как их любовь зародилась, когда ему было шестнадцать лет. Он вспоминает, что после 1919 года, когда эмигрировал из Крыма, не получал от неё вестей.

В день прибытия Машеньки Ганин решает встретить её на вокзале. Он долго мечется, по итогу решается. Чтобы устранить Алфёрова, он подпаивает его и переводит стрелки его будильника. Утром он выходит на вокзал с чемоданом, но в последний момент понимает, что не может вернуть свою прежнюю любовь. Поезд с Машенькой прибывает, но Ганин выбирает уехать во Францию, оставляя Машеньку лишь в своих воспоминаниях.

Роман о воспоминаниях, которые одолевают Льва Глебовича Ганина, а также о тоске по родине, которая преследует героя на протяжении всего романа. Когда у персонажа появляется возможность встретиться со своим прошлым, он отказывается от этой затеи, решая сбежать в другой мир, где вероятнее всего выстроит жизнь по-новому. Роман о сложности принятия, о невыносимости расставания с прошлым.

Главные герои и их характеристика

Интерес представляют главные герои романа, на которых мы обратим наше внимание:

  • Лев Глебович Ганин —  главный герой романа, в котором прослеживаются черты самого автора. Умная, чувственная и тонкая натура, ищущая счастье и мечтающая вырваться из чуждого мира. Одержим ностальгией, но в финале находит выход из ее опьяняющего плена. Образ Льва Глебовича Ганина в некотором роде собирательный. Он воплощает в себе всю боль и горечь русской эмиграции. Отсюда и черты Набокова, который знал, каково быть эмигрантом. На протяжении всего романа Ганин вспоминает о своей родной стороне, где он провёл своё детство и где он впервые влюбился. В чуждой для него стране, он становится аутсайдером, в нём пробуждаются циничные качества, он также становится раздражительным. Единственной отрадой для него становятся воспоминания, однако и они вызывают чувство глубокой ностальгии.
  • Далее мы должны обратить внимание на антипод главного героя, на Алексея Михайловича Алфёрова. Алфёров – пошляк, безыскусен, непатриотичен, его не заботит прошлое. Образ Алферова включен в роман для того, чтобы подчеркнуть контраст между двумя персонажами и усилить эмоциональную напряженность. На протяжении всего произведения Алферов высказывает критику в адрес России. В разговоре с Ганиным он даже называет свою страну «проклятой». Этот персонаж не верит в возможность возрождения родины и утверждает, что Россия близка к своему концу. Алферов восхищается своей супругой и с радостью сообщает о её приезде, в то время как Ганин считает, что этот человек не достоин девушки, такой как Машенька.
  • Перейдём к заглавной героине романа, к Машеньке. Она — незримая героиня, чей образ проходит через весь роман посредством воспоминаний и упоминаний в разговоре. В мире реальном мы видим её один раз, когда Ганин смотрит на её фотографию, которая хранится у Алфёрова. Она — воплощение идеала главного героя. Она нежна и чувственна. Как упоминалось выше, она — образ, сочетающий в себе любовь человеческую и любовь к родине. Также она воплощает в себе образ утраченного прошлого. Машенька — это то самое «прекрасное далёко», к которому так стремится Ганин и от которого отказывается в самый последний момент.
  • Обратимся к одному невзрачному персонажу, который играет важную роль в понимании смысла романа, к Подтягину. Подтягин – сосед Ганина по пансиону, когда-то российский поэт, теперь стал бедным пожилым человеком, потерявшим надежды. Он хочет поехать во Францию к своей племяннице, но не может получить визу. У Подтягина часто случаются сердечные приступы, и он переживает, что его дни сочтены. На грани получения визы он лишается паспорта, что окончательно выбивает его из колеи. Автор описывает его в состоянии полного отчаяния, лежащим на кровати после очередного приступа. На протяжении романа встречаются его стихи. Подтягин – человек искусства, его образ символизирует творца, который утратил смысл жизни. Искусство погибает и увядает вместе с Подтягиным.

Темы и проблемы

Теперь нам следует разобрать основные темы романа «Машенька». В книге переплетаются две ключевые темы: утраченная любовь и потерянная родина. Отметим, что данные темы переплетаются с друг другом, образуя единую доминанту содержания. Основная идея произведения заключается в том, что как утрата любви, так и потеря родины, являются непоправимыми. 

Переходим к проблематике. В романе Владимира Набокова «Машенька» охватываются и раскрываются следующие проблемы:

  • Конфликт «особенной» личности с пошлой и банальной повседневностью. Лев Ганин — человек, который не вписывается в обыденность и не может принять свою реальность, от этого он уходит в мир воспоминаний.
  • Мысль о невозможности вернуть утерянное. Россия, а также счастливое детство Ганина — это потерянная идиллия, которую в романе символизирует Машенька. Эти обстоятельства не зависят от героя, он ничего не может исправить.
  • Трагедия героя заключается в его способности видеть окружающую действительность и не принимать её, поскольку она не предлагает гармонии и свободы, а лишь является символом пошлости и всеобщего уравнивания.

Основная идея

Главная мысль романа Владимира Набокова «Машенька» — это размышление о тоске по прошлому, утерянной родине и утраченной любви. Главный герой, Лев Ганин, эмигрант, живущий в Берлине, испытывает ностальгию по России и своим прошлым отношениям. Встреча с образом первой любви, Машеньки, заставляет его вспомнить прежние чувства и иллюзии, но в конце он понимает, что вернуть прошлое невозможно. Роман подчеркивает сложность эмигрантской жизни, тему памяти и принятие неизбежности утрат.

Отказ Ганина от встречи с любимой не имеет психологической причины, а скорее философский подтекст. Он осознает, что эта встреча не только не нужна, но и невозможна, так как вернуть прошлое нельзя. Это могло бы привести к подчинению прошлому и, следовательно, к утрате своей индивидуальности.

Критика

Айхенвальд в своем анализе произведения выделил тему «потусторонности», отмечая, что повседневная жизнь не является замкнутой и ограниченной: 

«Она простирается вдаль и вглубь и, по словам Достоевского, „касается мирам иным“».  

Однако К. Мочульский и Н. Мельникова-Папушкова не обнаружили в произведении признаков «касания мирам иным».

А. В. Амфитеатров принял роман «Машенька» за пример «неотургенизма», рассматривая его как своеобразное подражание И. С. Тургеневу. 

М. Осоргин, написавший рецензию на роман, акцентировал внимание на теме эмигрантского быта в творчестве Набокова. 

В свою очередь Ю. Левин в статье «Заметки о „Машеньке“ В. Набокова» выделяет оппозицию «существование/несуществование» как главную тему романа.

Автор: Александр Кошубин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *