Анализ стихотворения «Он не вернулся из боя» (В. Высоцкий)

Многомудрый Литрекон ценит советское литературное наследие, ведь оно до сих пор актуально и интересно читателю. Оно не только погружает нас в недавнее историческое прошлое, но и затрагивает те темы и проблемы, которые злободневны сейчас. Поэтому анализ стихотворения «Он не вернулся из боя» по плану будет близок каждому читателю, которому небезразлична историческая судьба отечества и ее отражение в поэзии. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя», которое сразу стало песней, было написано летом 1969 года. Поэт и бард создал свое произведение буквально за ночь. Песня предназначалась для фильма «Сыновья уходят в бой», широкая аудитория услышала ее в 1971 году, когда состоялась премьера фильма.

Песня не посвящалась конкретному человеку, однако раскрывала традиционную для творчества В. Высоцкого военную тему. Несмотря на то, что бард не воевал, он был ребенком войны, к тому же из военной семьи. Поэт считал, что эту войну нельзя забывать, в ней – героизм советского народа. Вот почему темы воинской дружбы, героизма – центральные для В. Высоцкого – нашли отражение и в этом стихотворении.

В 1969 году Высоцкий подвергался травле в СМИ и на съездах коллег. Была дана команда поставить на место зарвавшегося таланта, который не скрывал оппозиционного настроя. Он открыто выступил в поддержку опального режиссера Любимова и высказался против запрета спектакля «Живой» (по повести Бориса Можаева). В те времена многие отвернулись от Высоцкого, и он чувствовал себя как на войне, потому что шел против системы плечом к плечу с верными товарищами. Возможно, именно этот боевой настрой вдохновил автора на обращение к теме войны.

Жанр, направление, размер

Стихотворение в жанре «песня» делится на семь строк-небольших куплетов, которые объединяет рефрен «Он вчера не вернулся из боя». Этот рефрен отражает растерянность и ужас происходящего, непонимание лирического героя: ведь еще недавно они с товарищем спорили, делили окоп и сигареты, а сегодня его просто нет и никогда больше не будет. И с потерей друга герой потерял частичку себя, по этой причине в финале рефрен трансформируется в «Это я не вернулся из боя».

По размеру стихотворение «Он не вернулся из боя» написано разностопным анапестом с преимущественно перекрестной рифмовкой (за исключением третьей строфы), 7 строф.

Высоцкий является поэтом-шестидесятником. Стихотворения этих авторов были искренними, открытыми, непосредственными, оторванными от общей идеологии режима. Авторы стремились к новаторству и освобождению от рамок литературного формализма. Надежда на перемены, которую посеяла в душах «оттепель», вдохновила творцов на более позитивное восприятие действительности.

Композиция

Стихотворение «Он не вернулся из боя» состоит из семи четверостиший. Каждое из них замыкает неизменный итог: «Он не вернулся из боя». Перед этим выводом следует описание сцены, когда герой обнаружил потерю.

В песне нет припева, но рефрен придает произведению музыкальности и расставляет необходимые акценты.

Образы и символы

Лирический герой – безымянный человек, который участвует в войне, один из многих. Ему пришлось адаптироваться к текущей ситуации, и он ее даже характеризует «как всегда» (хотя речь идет о боях и смертях). Однако этот хрупкий мир постоянно рушится, ведь война не щадит никого, постоянно приходится кого-то терять.

Тот, кто не вернулся из боя, не был каким-то особенным героем, идеальным и возвышенным. Это обычный парень, один из многих. У него были недостатки, как и у всех молодых максималистов — он постоянно спорил и даже не давал спать приятелю, потому что вставал с восходом и принимался за старый спор. «Он молчал невпопад и не в такт подпевал» — то есть не был душой компании. Но он был боевым товарищем, который всегда прикроет и поможет. Все эти годы в окопах друзья были одним целым, им хватало места и табака, а теперь оставшийся в живых солдат чувствует, будто он не вернулся, будто его него нет, ведь одиночество нестерпимо.

Образ Весны остается в тени повествования. Она «вырвалась будто из плена» и живет так, как будто ничего не было: небо и деревья не заметили потери бойца. Только вот для солдата лазурь небесная уже не такая, как прежде, ведь его мир разрушился, и весну он уже как будто не замечает.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Он не вернулся из боя» — ощущения от потери товарища в бою: «Для меня — будто ветром задуло костёр». Герой акцентирует внимание на утрате и своей неполноценности. Он уже не может воспринимать мир так, как прежде. Ему очень не хватает друга, который за эти годы стал родным.

Тема непонимания проскальзывает в тексте. При жизни герои редко находили общий язык, всегда спорили и недооценивали друг друга. Но как только их разлучила смерть, стало очевидно, что все прошлые разногласия не имеют смысла.

Проблема войны — главная в стихотворении. Люди погибают, но это воспринимается как норма. «Все как всегда» — резюмирует герой. Он настолько привык к потерям, что даже сейчас не может понять, что именно с ним происходит?

Настроение стихотворения трагическое, печальное. Автор погружает нас во мрак безысходности, когда история поставила точку в жизни человека. Ничего не изменить, ничего не предпринять, ведь он не вернулся из боя — это финальный аккорд его бытия.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Он не вернулся из боя» – каждая жизнь ценна. Даже если кажется, что человек не только совершенно ничем не примечательный, но даже раздражающий, то это иллюзия. И такие трагедии доказывают этот факт, к сожалению, слишком поздно. Еще одна идея – война трагична в любом случае, ведь она отнимает жизни и рушит их.

Смысл стихотворения «Он не вернулся из боя» – ценность жизни каждого, потеря друга как потеря себя – раскрывается через рефрен и риторические вопросы и ответы («Почему всё не так? Вроде всё как всегда»). Повторы также активно применяются, что связанно не только с песенным ритмом, но и по смыслу – чтобы подчеркнуть главное. Для характеристики ушедшего друга применяются ряды однородных предложений: «Он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое…».

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Он не вернулся из боя» достойны нашего внимания:

Бард использует эпитеты («деревья голубые»), метафоры («молчал невпопад», «отражается небо в лесу»), но больше всего применяется сравнение. Сравнения («будто ветром задуло костер», «будто из плена весна», «как часовые») введены для того, чтобы лирический герой понял или хотя бы попытался понять и осмыслить, что же с ним произошло, объяснить самому себе эти трагические события.

Стихотворение и песня «Он не вернулся из боя» считается одним из главных в творчестве В. Высоцкого. И мне нравится это произведение, потому что оно показывает, как важно ценить каждую минуту, проведенную с любым близким человеком. Ведь потом может быть поздно.

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Сергей Синельников:

    Да! Песня гениальная!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *