Анализ рассказа «Возвращение» (А.Платонов)
«Возвращение» – одно из ключевых произведений Андрея Платонова. Мотив возвращения является стержневым для его творчества, а в анализируемом рассказе он особенно проявлен. Многомудрый Литрекон предлагает Вам основательно разобраться с этим и многими другими аспектами рассказа. Анализ по плану поможет в подготовке к уроку. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Первоначальный вариант рассказа под названием «Семья Иванова» был опубликован в 1946 году в журнале «Новый мир». Первая версия произведения стала объектом ожесточенной критики за «лживость» и «цинизм», за клевету на советский народ. Чиновники уже тогда хотели показать исключительно идеализированную картину жизни общества, пережившего гибель 20 миллионов сограждан. Никакие проблемы послевоенной психологии их не интересовали. Замолчать, скрыть, нивелировать, предать забвению жестокие реалии тех времен — вот цель власти, которая укрепилась после победы и желала сберечь свои позиции. Пессимизм в литературе был «палкой в колеса» движущейся советской машины.
Доработанный рассказ был опубликован посмертно в 1962-ом году. Примечательно, что Платонов переименовывает его, уступая давлению критиков, заявлявших, что распространенная фамилия в названии – намек на то, что история Иванова носит не исключительный, а закономерный для советской действительности характер.
Важно понимать, что писатель вовсе не преследовал цель очернить народ-победитель. Он и сам воевал, был убежденным сторонником коммунистической партии и не желал умалить подвиг простого человека. Просто он, как и любой уважающий себя писатель, хотел показать художественную правду, выжатую из той реальности, которая его окружала.
Жанр, направление
Жанр произведения – рассказ, поскольку в основе – одна сюжетная линия, отражающая один эпизод из жизни героя (возвращение после войны).
Направление – реализм: все события в рассказе представлены без прикрас, в свете правды жизни и их социально-исторической обусловленности. Несмотря на то, что Платонова считают соцреалистом, нельзя утверждать, что анализируемый рассказ выдержан в традициях соцреализма: его фабула строится на сюжетах, неприемлемых для этого направления (например, супружеская измена). Поднимаются остросоциальные темы: нищета, голод, детский труд.
Смысл названия
Название рассказа очень емко вмещает в себя несколько смыслов, что находит свое отражение также в композиции. В основе этой многомерности — наличие нескольких конфликтов, о которых речь пойдет дальше.
«Возвращение» — наложение нескольких смысловых слоев, которые можно условно разделить на три составляющие: 1) возвращение домой, к мирной жизни: 2) возвращение к семье: жене и детям; 3) возвращение к себе, своей сострадательной и любящей природе.
Композиция и конфликт
Многогранное название произведения отсылает нас к трем основным конфликтам:
- конфликт между жизнью мирной и жизнью военной;
- конфликт между оседлой и скитальческой жизнью/между «родственничеством» и товариществом;
- конфликт между эгоизмом и состраданием. Наложением нескольких конфликтов объясняется и наличие нескольких кульминаций.
Композиция произведения представлена следующим образом:
- Экспозиция: «Убытие» капитана Иванова из армии по демобилизации. Встреча с Машей.
- Завязка: Путь домой.
- Развитие действия: Встреча с семьей.
- Кульминация 1: Ссора с женой.
- Развязка 1: Иванов решает вернуться к Маше.
- Кульминация 2: Иванов в последний миг узнает своих детей.
- Развязка: Нравственное прозрение Иванова: «Прежде он чувствовал другую жизнь
через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся её обнажившимся сердцем».
Суть: о чем?
Рассказ сосредоточен на эпизоде из жизни капитана, возвращающегося после войны в семью. Конфликт завязывается, когда герой решает отложить встречу с семьей для того, чтобы провести некоторое время с однополчанкой Машей, «погулять еще немного на воле». К тому же и Маша, и Иванов ощущали себя «осиротевшими без армии». Здесь обозначается конфликт между мирной и военной жизнью, а также конфликт между оседлостью и скитальчеством.
Вернувшись в свой дом, Иванов лишь в первые минуты чувствует радость возвращения:
«Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала».
Затем он начинает втягиваться в ролевой конфликт: вполне вероятно, что, привыкнув к роли капитана на войне, он чувствует себя гораздо менее влиятельным дома, где всем заправляет сын Петруша – не по возрасту серьезный и ответственный мальчик. Дом кажется герою чужим и неприветливым:
«Странен и еще не совсем понятен был Иванову родной дом. Жена была прежняя — с милым, застенчивым, хотя уже сильно утомленным лицом, и дети были те самые, что родились от него, только выросшие за время войны, как оно и быть должно. Но что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения всем сердцем, — вероятно, он слишком отвык от домашней жизни и не мог сразу понять даже самых близких, родных людей».
Даже к сыну он был равнодушен:
«со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану, влечение к нему как к сыну недостаточно».
Напряжение между домочадцами достигает своего пика ночью, когда выясняется, что жена, которой казалось непосильным в одиночестве выстоять тяготы войны, позволила постороннему себя приласкать. Конфликт разрешается намерением Иванова оставить семью и вернуться к Маше.
Однако пик нравственного конфликта не наступил до тех пор, пока Иванов не узнал в детях, упорно пытающихся обогнать поезд, сына и дочь. Лишь в этот момент наступает нравственное прозрение и истинное «возвращение».
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон представляет героев рассказа «Возвращение».
- Иванов. Демобилизованный капитан гвардии. Решая остаться на пару дней в городе однополчанки, Иванов не особо задумывался ни о ожидавшей его семье, ни о чувствах самой Маши, что говорит о его легкомыслии и эгоизме. Черствость героя проявляется в том, что он упрекает жену в измене, упуская из виду обстоятельства, которые привели ее к подобному поступку. Только в финале рассказа Иванов обнаруживает способность своего сердца сострадать.
- Маша. Двадцатилетняя девушка, служившая помощником повара в военное время. Повествователь описывает ее так: «миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и здоровым, молодым телом». В полку любили ее братской любовью: «дарили ей шоколад и называли «просторной Машей» за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности». Она доверчива и скромна: «Маша не знала семейного положения Иванова и по девичьей застенчивости не спросила его о нем. Она доверилась Иванову по доброте сердца, не думая более ни о чем». Героиня — олицетворение вольной жизни: «они [волосы Маши] пахли лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнь»
- Люба. Любовь Иванова представлена в рассказе как любящая жена, с нетерпением ожидающая мужа с войны: «Она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости, слушая, как медленно и равнодушно ходит маятник стенных часов». Несмотря на свою застенчивость («Она даже краснела, когда муж обращался к ней, и лицо ее, как в юности, принимало застенчивое, испуганное выражение»), Люба осмеливается быть честной и откровенной со своим мужем: «И я не стерпела жизни и тоски по тебе, — говорила мать. — А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети… Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое, Алеша, какую-нибудь радость, чтоб я отдохнула. Один человек сказал, что он любит меня, и он относился ко мне так нежно, как ты когда-то давно».
- Петя. Сын Иванова Петруша не по летам серьезен и деловит. Он бережлив («Петрушка за столом съел меньше всех, но подобрал все крошки за собою и высыпал их себе в рот»), хозяйственен («мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как надо делать правильно).
- Настя. Младшая дочь Иванова уже с малых лет склонна к самоотверженности, заботясь о других больше, чем о себе:
«Она съела маленький кусок пирога, а другой кусок, что был побольше, отодвинула от себя и накрыла его салфеткой [Для Семена Евсеевича]».
Темы
Тематика произведения «Возвращение» достаточно обширная, но основной акцент обозначен на темах войны и измены.
- Тема войны: война представлена в рассказе, как разрушительное начало, оказывающее губительное воздействие на социальный и морально-нравственный уклады, разобщающее родных, разъедающее духовные связи между людьми. Первоначальное название рассказа – «Семья Ивановых» акцентировало внимание на типичности возникшего в результате неестественности войны конфликта.
- Тема измены: Измена освещается в рассказе под разными углами. В случае Иванова увлеченность Машей – ветреный поступок, протест окончанию вольной жизни. В случае Любы измена – попытка выжить, не сойти с ума в нечеловеческих условиях военного времени.
- Тема семьи. Автор показывает те испытания, которые супругам пришлось пережить в условиях военного времени. Под влиянием разлуки, лишений, опасности люди отдаляются друг от друга, семья оказывается под угрозой. Остановить этот процесс может только сила любви, которую важно найти в себе вновь.
- Тема детства. Петя и Настя вынуждены повзрослеть раньше времени и принять все тяготы войны. Герои недоедают и трудятся наравне со взрослыми. У них нет ни игрушек, ни детских развлечений. Их жизнь испорчена войной.
- Тема любви. Ивановы любят друг друга по-настоящему, но их союз претерпевает кризис из-за долгой разлуки. Оба героя оступились, но сохранили чувства ради семьи.
Проблемы
Проблематика в рассказе «Возвращение» представлена следующим образом:
- Проблема последствий войны: Война сеет раздор в семьях. Война лишает детей детства (о чем красноречиво говорит образ одиннадцатилетнего мальчика с характером старика). Война отнимает у людей самое ценное (трагичны судьбы Семена Евсеевича и Маши, оставшихся без самых близких людей). Война ожесточает сердца и заставляет забыть о сострадательности и человечности.
- Проблема сохранения семьи: Наблюдая за семейной драмой Ивановых, невольно задаешься вопросами: что разрушает семьи? Как предотвратить распад семьи? Иванову предстоит пережить нравственное перерождение, чтобы осознать ценность семьи и преодолеть «преграду самолюбия и собственного интереса».
- Проблема соотношения вольной и семейной жизни: Иванов тяжело переживает прощание с военной жизнью, с ее свободой, раздольем, таинственностью. Семейная же жизнь требует нравственного перерождения и преодоления «преграды самолюбия и собственного интереса».
Смысл
Основная идея рассказа «Возвращение» в том, что истинное возвращение с войны наступает изнутри, а не снаружи. Недостаточно физически оказаться дома, важно сердцем быть с родными людьми.
Сложно отвыкнуть от жестокостей и вольностей войны и привыкнуть к домашнему быту, сложно вернуться к состоянию умиротворенной радости от общения с родными. Иногда приходится пережить сильное эмоциональное потрясение, чтобы сломать оковы бесчувственности и отчужденности.
Главная мысль рассказа «Возвращение» заключается в том, что вернуться можно только к тем, кто ждет. Дети не смирились с решением отца, не отпустили его. Жена тоже повинилась в содеянном и попросила мужа о снисхождении. Она готова простить и принять его, несмотря на прошлое. Вот почему Иванов сошел с поезда и передумал. Его возвращение с войны возможно только под влиянием любви.
Чему учит?
Рассказ «Возвращение», обрывающийся на моменте, когда Иванов «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети» оставляет странное послевкусие. Прием умолчания оставляет читателю пространство самостоятельно поразмыслить, как будет в дальнейшем складываться судьба семьи Ивановых.
Очевидно одно: герой ступил на путь истинного возвращения, соприкоснувшись с действительностью сердцем. Напрашивается вывод о том, что лишь решения, вдохновленные порывами любящего сердца, могут оказаться верными. Рассказ «Возвращение» заставляет задуматься о том, как важно прислушиваться к себе и уметь прощать.
Критика
Самую жесткую критику в адрес Платонова можно найти у В.Ермилова, A. Фадеева, Е. Книповича, заявлявших об уничижительном для советских идеалов смысле рассказа, называя рассказ «гнуснейшей клеветой на советских людей», «серьезным идейным провалом», «лживым и грязноватым рассказцем», «обывательской сплетней», а публикацию рассказа – «дурной услугой советскому обществу».
В. Ермилов:
«Так обнажается гнуснейшая клевета на советских людей, на советскую семью, лежащая в основе всего рассказа… <…> Советский народ дышит чистым воздухом героического упорного труда и созидания во имя великой цели — коммунизма. Советским людям противен и враждебен уродливый, нечистый мирок героев А. Платонова.»
А. Фадеев:
«…Не менее серьезным идейным провалом является напечатание в № 10/11 журнала “Новый мир” лживого и грязноватого рассказца “Семья Иванова”<…> Пора бы уже редакциям журналов понять, что такие и им подобные “произведения” не только глубоко чужды самому духу советской литературы, а это и не литература вовсе — это выползающая на страницы печати обывательская сплетня…»
Е. Книпович
«…Неужели страшный, пустой и враждебный мир рассказа — это советская страна в дни войны? Неужели Иванов, который “грелся где мог”, а узнав об обиде, нанесенной ему женой, слезливо, по-бабьи, втянув в свои переживания одиннадцатилетнего сына, — это тот “великий маленький человек”, который водрузил знамя победы над Берлином?»
Однако были и те, кто благоприятно отозвался о рассказе «Возвращение», отмечая талант Платонова как реалиста.
В. Петелин:
«В 1946 году Андрей Платонов напечатал рассказ «Семья Ивановых», в котором просто и бесхитростно рассказал о ломке семейных отношений, последовавшей после четырех лет войны».
П. Антокольский:
«Рассказ Платонова кажется значительным по той безусловной, чуть жесткой правдивости, которая сегодня дороже всего в любом искусстве… все это высокое, суровое, трудное искусство, за которое можно только благодарить писателя…»
Автор: Энже Муртазина