Анализ стихотворения «Поцелуй» (Евгений Баратынский)
«Поцелуй» – одно из известных стихотворений Евгения Баратынского, поэта Золотого века русской литературы, близкого друга Александра Сергеевича Пушкина, с которым они вместе учились в Царскосельском лицее. Это стихотворение – яркий образец любовной лирики. В нём есть всё – от доводящей до изнеможения тоски лирического героя по возлюбленной до романтического воспевания минут любовного единения и боли, вызванной внезапным одиночеством, безответностью чувства. Удивительно, как тонко чувствовал все муки души влюблённого двадцатидвухлетний Баратынский, совсем ещё юный поэт, который, однако, к тому времени уже создал немало произведений, оставивших след в истории русской литературы.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Поцелуй» датировано 1822 годом, когда оно было впервые опубликовано в журнале «Благонамеренный». Неизвестно, посвящено ли это стихотворение кому-то конкретному, то есть, описывал ли Евгений Баратынский свои реальные чувства или поэтическую фантазию.
Доподлинно известно, что на момент публикации этого стихотворения юный Баратынский находился в Финляндии на военной службе в Нейшлотском пехотном полку в качестве унтер-офицера. Жизнь среди суровой финской природы в тяжёлых армейских условиях и вдали от какого-либо другого общества, кроме сослуживцев и командования, повлияло на поэтические настроения Евгения Баратынского. Его лирика наполнилась элегическими мотивами, в ней часто стали возникать ноты печали, сожаления, даже скорби. Впечатления от жизни в Финляндии позднее воплотились в стихотворениях, которые принято считать его лучшими произведениями. «Поцелуй» в их числе.
Живя в Финляндии, Евгений Баратынский продолжал рассылать свои стихотворения в журналы и активно печатался. Например, некоторые его произведения в эти годы появлялись в альманахе «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева. Однако издателям и поэтам-декабристам не слишком нравились стихотворения молодого поэта-романтика. Они чувствовали в его произведениях влияние классицизма, излишнюю фиксированность поэта на чувствах лирического героя. Их также возмущало отсутствие в лирике Баратынского и намёка на какую-либо социальную тематику.
Вместе с тем, новаторский стиль и самобытность Евгения Баратынского ни у кого не вызывали сомнений. Многие современники ставили его на один пьедестал с Александром Пушкиным и даже вели споры о том, кто из них больше достоин называться лучшим поэтом своего времени.
Жанр и направление
Лирическое произведение «Поцелуй» Евгения Баратынского, вне всякого сомнения, обладает чертами элегии. Лирический герой ведёт повествование от первого лица, рассказывая о своих наиболее глубоких душевных переживаниях, о своей любви и о горечи неизбежного одиночества. Евгений Баратынский нарушает традиционную форму элегических двустиший – всё стихотворение представляет собой единую строфу из восьми строк. Новую форму поэт наполняет традиционным глубоким и чувственным содержанием.
Подчёркнутое одиночество, изнеможение от тоски по возлюбленной, стремление навсегда сохранить в душе воспоминание о поцелуе как о самом прекрасном, что было в жизни – всё это позволяет назвать лирического героя стихотворения романтическим, а самого Баратынского – поэтом-романтиком.
Композиция и конфликт
Композиция стихотворения «Поцелуй» проста и линейна – это одно восьмистишие, в котором заключены все самые сильные переживания лирического героя. В простую форму и бесхитростную композицию поэт вкладывает глубокое элегическое содержание.
Стихотворение родилось из непростого внутреннего конфликта лирического героя, спутанности его чувств. Первые шесть строк проникнуты невероятным счастьем от близости с возлюбленной, от наслаждения взаимной любовью. Однако финальные строки разворачивают сюжет на сто восемьдесят градусов – неожиданно выясняется, что взаимное чувство – лишь плод воображения лирического героя, а на самом деле он одинок и вынужден изнемогать от безответной любви и тоски по недосягаемой возлюбленной.
Поцелуй здесь становится образом-символом счастья, наслаждения от взаимной любви. Этот идеальный образ пока недостижим для лирического героя, что вызывает у него глубокую тоску и сильное душевное смятение.
Смысл названия
Итак, как уже было сказано выше, поцелуй в одноимённом стихотворении Евгения Баратынского является чем-то большим, нежели просто мгновение физической близости с любимым человеком.
В данном случае это символ крепкой незримой связи лирического героя с возлюбленной, их духовной близости. В запечатлённом на его губах поцелуе лирический герой видит пик наслаждения и счастья от взаимной любви – он стремится во что бы то ни стало сохранить, сберечь это невероятное ощущение. Однако в последний момент он осознаёт обманчивость, эфемерность собственного счастья – поцелуй любви оказывается обманом, вынуждающим героя продолжать страдать от тоски и одиночества.
Суть: о чём стихотворение?
Итак, в самом широком смысле стихотворение Евгения Баратынского «Поцелуй» – о любви.
Однако самобытность и своеобразие освещения этой темы у Баратынского заключается в глубоком внутреннем конфликте лирического героя. Он ослеплён и до глубины души поражён поцелуем – мгновением абсолютного счастья и наслаждения взаимным чувством с любимым человеком. Насколько счастлив лирический герой был в момент этой близости, настолько же сильную боль он вынужден испытать, осознавая, что поцелуй – лишь игра воображения, жестокий морок, который, рассеиваясь, оставляет героя наедине с собственной снедающей его изнутри тоской и беспросветным одиночеством:
«Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье».
Вывод о том, что поцелуй привиделся в мечтах лирическому герою и что на самом деле его любовь безответна, можно сделать как раз из этих финальных слов стихотворения. «Обман исчез, нет счастья!» – эти слова намекают на эфемерность чувств и надежд героя. Ведь если бы поцелуй и взаимная любовь существовали в его жизни на самом деле, он бы тосковал лишь по ушедшему сновидению, но в его душе всегда бы жило воспоминание о поцелуе и о его непреходящем счастье с возлюбленной.
Таким образом, стихотворение Евгения Баратынского «Поцелуй» – не только о любви, о страсти, но и о боли, о несчастье, о самообмане, об одиночестве.
Образы и символы
Фактически в стихотворении «Поцелуй» всего один герой – страстно влюблённый юноша. Мы слышим историю его чувства из его собственных уст, проникаемся состраданием к его тоске и одиночеству, чувствуем его томление по утраченной иллюзии взаимной любви.
Однако на периферии, как бы «за кадром», мы можем видеть и возлюбленную лирического героя. Мы не знаем о ней ничего, кроме того, насколько сильно он её любит и как страстно желает с ней близости, физической и духовной. Можно только догадываться о том, как выглядит эта незнакомка, рисовать в своём воображении многочисленные образы, однако, в сущности, для поэта не важна внешность возлюбленной лирического героя – он стремится лишь как можно точнее передать душевные муки страстно и безответно влюблённого.
Темы и проблемы
Как уже было сказано выше, ключевой темой стихотворения Евгения Баратынского «Поцелуй» является тема любви. Однако вместе с ней поэт затрагивает ещё целый ряд сопутствующих тем, что позволяет ему наиболее полно описать чувства и переживания лирического героя.
- Счастье. Пока герой опьянён игрой собственного воображения и мыслями о поцелуе, он чувствует себя абсолютно счастливым – это ощущение сквозит в каждой из первых шести строк стихотворения.
- Обман (самообман). Финальные две строки резко контрастируют по настроению с предыдущими – лирический герой резко осознаёт нереальность происходящего, и чем сильнее было его счастье мгновение назад, тем резче он в итоге ощущает тоску, боль и изнеможение от недосягаемости прекрасной возлюбленной и от собственного глубокого одиночества.
- Одиночество. В стихотворении Евгения Баратынского одиночество представлено как источник боли, как противоположность счастью и любви. Его лирический герой глубоко несчастен тем, что его мечты и воспоминания – вероятнее всего, ложные воспоминания – вынуждены были рассеяться, разбившись о суровую реальность. Завершая стихотворения строками «Обман исчез, нет счастья! и со мной / Одна любовь, одно изнеможенье», поэт оставляет своего героя в миг глубочайшего душевного смятения.
Проблематика стихотворения Евгения Баратынского «Поцелуй» строится на глубоком внутреннем конфликте лирического героя. Он не чувствует в себе сил разобраться в собственных чувствах и страдает от игры собственного воображения. Трепетное ожидание счастья и благоговение перед возлюбленной, перед поцелуем как символом их любви, заставляет лирического героя потерять ощущение реальности, с головой уйти в свои мечты. Тем больнее ему было в финале возвращаться к осознанию обманчивости и мимолётности счастья, к ощущению глубокой тоски и беспросветного одиночества.
Таким образом, проблема любовных переживаний и коллизий тесно переплетена в стихотворении с проблемой одиночества, которое в понимании Евгения Баратынского можно считать противоположностью счастья и любви, источником изнеможения и глубокой тоски.
Смысл
Одной из ключевых мыслей, раскрытых Евгением Баратынским в стихотворении «Поцелуй», является видение поцелуя как особого символа полного душевного и телесного единения любящих друг друга людей. Поэт исследует чувства, всколыхнувшиеся в душе героя в момент поцелуя, изображает их резкий контраст с чувствами тоски и одиночества, которые его герой испытывает, осознав нереальность происходящего. Поцелуй в одноимённом стихотворении Евгения Баратынского предстаёт своеобразной печатью – это таинство, закрепляющее чувства возлюбленных. Такова основная идея стихотворения «Поцелуй».
Кроме того, главной мыслью этого стихотворения также является восприятие одиночества как источника боли и как противоположности светлым чувствам любви и счастья. Такое видение одиночества свойственно поэтам-романтикам, к числу которых несомненно принадлежал Евгений Баратынский. Его лирический герой страдает от одиночества, вызывающего у него лишь глубокую тоску, особенно на контрасте с мгновением духовного, эмоционального и физического единения с возлюбленным, пусть оно и существовало лишь в его воображении. Главная мысль стихотворения «Поцелуй» близка по смыслу к философской концепции романтизма.
Чему учит?
В произведении Евгения Баратынского «Поцелуй» нет поучительной морали как таковой – это ведь лирическое стихотворение, а не классицистическая трагедия или комедия. Однако внимательный читатель сможет извлечь из этого стихотворения несколько интересных мыслей и жизненных уроков.
Интересна авторская идея об отождествлении одиночества с несчастьем. Она отражает глубоко романтическое понимание мира, которое, пожалуй, практически не свойственно многим современным людям. Но немало читателей смогут узнать в лирическом герое Евгения Баратынского себя – особенно те, кто не понаслышке знает, что есть невзаимная любовь и сладко-горькое томление по возлюбленному.
На мой личный взгляд, стихотворение учит задумываться о собственных чувствах, анализировать их и решать внутренние конфликты, не позволяя чувствам захлестнуть вас с головой – иначе это чревато самообманом, который выльется в боль и страдание – так и произошло с лирическим героем стихотворения «Поцелуй»
Средства выразительности
Конкретно стихотворение «Поцелуй» Евгения Баратынского не получила каких-либо особых критических замечаний. Однако важно отметить, что творчество Баратынского, в особенности произведения, написанные в Финляндии, быстро получили признание среди современников поэта и заслуживали высоких оценок критики. Например, Александр Пушкин, близкий друг и соученик Баратынского, писал о его поэме «Эда», опубликованной через несколько лет после «Поцелуя» и основанной на финляндских впечатлениях поэта:
«…произведение, замечательное своей оригинальной простотой, прелестью рассказа, живостью красок и очерком характеров, слегка, но мастерски означенных».
У некоторых современников, например, у поэтов-декабристов, стихотворения Евгения Баратынского не вызывали особенного восхищения, поскольку они считали странным, что поэт не затрагивает социальные проблемы, пишет не злободневно, углубляясь в анализ чувств.
Однако никто не мог отрицать уникальности творчества Евгения Баратынского, самобытности его стихотворений и превосходного умения подвергать анализу всё мимолётное и эфемерное, что только свойственно человеческой душе.
Вот средства художественной выразительности с примерами:
- Сей, изнеможенье – эти слова указывают на принадлежность произведения к «высокому штилю» и связь творчества поэта с классицизмом и его канонами.
- Эпитеты: «Дарованный», «в тишине ночной».
- Олицетворение: «Поцелуй… преследует мое воображенье».
- Метафоры: «Сойдёт ли сон и взор сомкнет ли мой».
Автор: Фаина Пастернак