Анализ стихотворения «Полдень» (Ф.И. Тютчев)

Природа занимала важное место в лирике Тютчева, он считал себя пантеистом и часто воспевал одухотворенность природы и ее явлений. Пантеизм связан с древнегреческой культурой. В философии пантеизма природа обожествляется, и все, что окружает человека, содержит в себе часть мировой души. Так и в лирике Тютчева все предметы наполнены энергией жизни и гармонично согласуются друг с другом. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения «Полдень» по плану, где подробно описываются все идейно-тематические особенности стихотворения.

История создания 

Стихотворение «Полдень» написано между 1827 и 1830 годами, когда автор жил в Германии в Мюнхене. Именно там началась история написания текста. Произведение впервые опубликовали в журнале «Современник» в 1836 году. 

Именно в этот период поэт увлекается немецкой духовной культурой и творчеством Гете. Поэтому в стихотворениях этого периода, как и в анализируемом произведении, можно увидеть влияние немецкого классика. Кроме того, на поэзию Тютчева повлияла натурфилософия Шеллинга и Гегеля.

Ф.И. Тютчев никогда не ставил поэзию на первое место в своей жизни, он не считал себя литератором. Стихи он писал, главным образом, для себя и тесного круга слушателей. Поэтому все они довольно личные и лишенные поэтического бахвальства.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Полдень» относится к природной и пейзажной лирике. У Тютчева часто встречаются полярные явления, столкновение и притяжение противоположностей. Так, это стихотворение можно отнести к так называемой «дневной» лирике, в противовес «ночной».

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (с чередованием женской и мужской рифм). Это придает стихотворению легкости и спокойствия, создавая гармоничную ритмику и размеренность.

Композиция

Композиция и само стихотворение «Полдень» достаточно просты: оно делится на два четверостишия.

  1. В первой строфе автор описывает «ленивый» пейзаж.
  2. Во второй строфе уже обращается к древнегреческим мотивам, делая отсылку к лесному богу Пану.

Образы и символы 

Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя. 

Можно увидеть, как меняется план повествования. От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет). Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».

Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.

Темы, проблемы, настроение

Основная тематика стихотворения «Полдень» представлена Многомудрым Литреконом ниже: 

  1. Ощущение природной гармонии и умиротворения. В полдень исчезают тени и становится видно сущность окружающих вещей. Предметы открываются такими, какие они есть на самом деле, поэтому становится видно Пана и нимф как проявление души природы, открытие в ней божественного.
  2. Одухотворенность природных явлений. Поэт соединяет античные представления о природе и описания русского пейзажа, органично их сочетая. 
  3. Настроение стихотворения спокойное, оно настраивает на умиротворенное созерцание природной красоты.

Основная идея

Природа одухотворяется автором, в ней есть живое и божественное начало. В этом мире живут незримые силы, облаченные в фольклорные образы — нимфы, лесные духи, которых охраняет Пан. Все вокруг находится в вечном слиянии и взаимодействии, гармонии. Это и есть главная мысль стихотворения «Полдень».

Стихотворение проникнуто нежностью, ощущением легкости, оно похоже на дневной сон с мечтательными грезами в жаркий летний день. Сразу ощущается дуновение теплого ветра, шелест трав, стрекот насекомых, журчание лесного ручья, солнечные блики, играющие на листьях, сияющие и искрящиеся в водоемах. Представляется идиллическая, застывшая во времени картина, медовые луга и образы из греческих мифов и легенд. Ощущение красоты и божественности природы, окружающей нас, — это и есть смысл стихотворения «Полдень».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Полдень» говорят о художественных особенностях лирики Тютчева:

  • Пантеистическое мировоззрение Тютчева отражается в использовании олицетворений: «полдень дышит полдень», «лениво катится река». Дышащий полдень вызывает ассоциации с живым существом. 
  • Лексический повтор слова и анафора «ленивый» создает ощущение неги, дремоты, замедленности течения времени. 
  • На такой эффект работают и сравнение «как туман», и метафоры «тают облака» и «катится река».
  • Кроме того, в произведение много эпитетов, создающих особую атмосферу: «мглистый», «пламенной и чистой», «жаркая». С помощью точно выбранных выразительных средств автор создает образ мягкой и одухотворенной природы, спящей в жаркой дымке.

Автор: Ксения Охапкина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector