Анализ стихотворения «Пилигримы» (И. А. Бродский)

Иосиф Бродский – выдающийся поэт конца 20 века, покоривший своим талантом сердца не только русских читателей, а прославившийся ещё и за границей. Он русско-американский поэт, драматург, переводчик, удостоившийся Нобелевской премии в 1987 году. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения поэта «Пилигримы» по плану.

История создания

Стихотворение «Пилигримы» относится к раннему творчеству автора. Первые произведения датируются 1956 годом, хотя сам поэт отмечал, что писать он начал лишь с 18 лет, то есть двумя годами позднее. 

Первые стихи Иосифа Бродского имеют направленность, схожую с направленностями английских поэтов. Его стихи проникновенны, они философичны и метафоричны. Также тема, поднятая в данном произведении, нетипичная для русской поэзии, она позаимствована у тех же английских писателей. Но следует уточнить, что тема эта преобразована, изменена, то есть её с уверенностью можно считать «открытием» и находкой поэта Бродского. 

Но Иосиф Александрович всё же отдал дань английским «вдохновителям», поставив эпиграф перед стихотворением, строки которого взяты из шекспировского произведения: «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов».

Жанр, направление, размер

В лирическом стихотворении «Пилигримы» можно заметить некоторые черты такого жанра лирики, как гимн. Песнь, которая сообщает о героях, восхваляет их подвиг – это и есть гимн. В данном случае героями являются пилигримы. Но не те пилигримы-богомольцы, паломники, которые направляются к святым местам, дабы совершить преклонение, а пилигримы – странники, которые находятся в поисках «своей» истины. Они также непреклонны и смиренны, служат высшим идеалам, их стремление – это подвиг, поэтому их, без сомнений, можно считать героями, достойными воспевания их свершений. Также данное произведение можно отнести к элегиям, так как оно является размышлением автора.

Бродский – поэт постмодернистского периода. Стилизация – особенность, присущая данному направлению, ярко отображенная в стихотворении «Пилигримы». Автор обращается к темам, идеям, героям предыдущих течений, модифицирует их, создавая что-то новое на «скелете» старого. Также постмодернизму присущи интеллектуальность, минимализм, что также просматривается в данном произведении.

Размер стихотворения «Пилигримы» – трёхстопный хорей с дибрахием. Рифмовка встречается и перекрёстная, и последовательная с женской рифмой. 

Композиция

Стихотворение «Пилигримы» состоит из 32 строк, которые не поделены на строфы. 

Произведение можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1-я часть – первое предложение, то есть первые 8 строк. Поэт пытается указать на цель путешествия пилигримов. Но так, как цель — это неизвестная, неизведанная истина, то писатель пишет об окружении странников, о том, что им довелось уже пройти. 
  2. 2-я часть – следующие четыре строки, то есть следующее предложение. Эта часть является характеристикой пилигримов. Она описывает и их внешность «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты…», и их внутренние качества: «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета».
  3. 3-я часть – последующие 12 строк. Автор вначале стихотворения обращает наше внимание на абстрактные объекты, он скользит по ним, а затем, всего 4-мя строками, заостряет внимание на главных героях, на пилигримах. Потом он вновь начинает отдаляться от них, но только если вначале наше движение совпадало с направлением движения пилигримов, мы видели то же, что и они, то сейчас мы будто начали отставать от них, обращая внимание на последствия их шествия, мы будто оглядываемся назад, на пройденное. 
  4. 4-я часть – заключительная. Последние 8 строк – это размышления автора. Поэт пишет, что всё осталось прежним, что нет смысла в данном шествии, что нет видимых результатов. Если в начале стихотворения глаза пилигримов полны «закатом», а сердца их наполнены «рассветом», то в конце поэт пишет уже более приземленно, без «внутренней начинки», пишет, что быть над землёй закатам и рассветам, имея ввиду привычные природные явления. 

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Пилигримы» является «человек со стороны», свидетель, который следит за происходящим действием, за шествием пилигримов. Он спокойный, рассудительный и рассуждающий наблюдатель.

Главными героями произведения «Пилигримы», основным образом стихотворения являются пилигримы. Но поначалу автор обрисовывает пейзаж, чем подготавливает воображение читателя к глубокому образу странников. 

«…синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы…»

Эти две строки обозначили степень необычности происходящего. Синий цвет – это цвет загадки, тайны, верности и глубины. Поэтому солнце, одно из символических значений которого созидание, именно этого цвета. Также синий цвет – это вечность. Соединив все эти расшифровки воедино, мы получаем очень мощный образ, образ общечеловеческого пути, поиска истины, поиска вечности, символом которого является синее солнце. 

Образ самих пилигримов, о которых написано всего четыре строки, тоже достоин особого внимания. Внешность их автор описал так: «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты», но внутренне они содержат в себе «целый мир», закаты и рассветы, то есть автор обращает наше внимание на полноту и уникальность каждого, на «огонёк» внутри человека, который и движет им, который и является причиной всех действий, поступков человека. Заурядная внешность в сочетании с уникальной «начинкой» — таков образ пилигримов, так можно охарактеризовать каждого человека, которые по сути и являются странниками. 

Далее поэт пишет о мире в общем, который останется таким же, как и был до «прихода» пилигримов. 

«За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними…»

Эти три строки повествуют о том, что мир стал прекрасней после «знакомства» со странниками, но «хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним…», то есть автор передаёт идею, что мир стабилен, он такой, какой есть, а «нежным» или «лживым» его делает сам человек.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Пилигримы» — вечное странствие человека к истине. Лирика Иосифа Бродского очень приближена к лирике символистов, то есть строки произведения можно воспринимать по–разному. Остаётся лишь догадываться о реальном смысле стихотворений. Человеком-странником может быть изгнанник, политический протестант, может быть каждый человек, идущий «к самой сути», а возможно и всё человечество, пробирающееся сквозь века. Каждая из транскрипций имеет право на существование, каждое из прочтений не противоречит главной теме – странствие, путь, поиск.

Также стоит отметить тему внутреннего мира: увечные внешне странники очень красивы и богаты внутри. Люди с по-настоящему напряженной и активной внутренней жизнью часто неказисты на первый взгляд, потому что они не выпячивают свою индивидуальность.

Основная проблема стихотворения «Пилигримы» — бессмысленность поиска, которая сбивает с толку самых упертых людей. Кажется, что двигаться незачем, что путь труден и извилист, а цели нет. Но зачастую в ходе самого движения к желаемому мы становимся теми, кем хотим себя видеть, а это уже исполнение мечты. 

Настроение стихотворения «Пилигримы» спокойное и серьезное, автор настраивает нас на сосредоточенные раздумья.

Основная идея

«…И, значит, остались только иллюзия и дорога» — смысл произведения «Пилигримы». Даже если человек идет к иллюзии (именно ими и является каждая мечта), его дорога стоит того, чтобы ее пройти. В пути мы обретаем себя и узнаем мир.

Путники – это обыкновенные люди, живущие среди остальных, живущие с остальными, но в то же время они отделены, то есть это всего лишь иллюзия, иллюзия единства и похожести, есть только «живой и настоящий» путь, дорога, которая у каждого своя. Таков смысл произведения «Пилигримы».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Пилигримы» многообразны и очень точны, как и сам текст:

  1. Эпитеты: «шикарные кладбища», «большие базары», «синее солнце», «увечны, горбаты, голодны, полуодеты… пилигримы», «хрипло кричат», «ослепительно снежный мир», «сомнительно нежный мир», «мир останется лживым», «мир останется вечным,… постижимым, бесконечным».
  2. Метафоры: «глаза полны заката, сердца полны рассвета», «звезды горят над ними», «удобрить её солдатам, одобрить её поэтам».
  3. Олицетворение: «поют пустыни», «вспыхивают зарницы».
  4. Анафора: 

«Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима…»

  1. В произведении встречается антитеза: «глаза их полны заката, сердца их полны рассвета», «ослепительно снежный и сомнительно нежный», «лживый и вечный», «постижимый и бесконечный».  В самом начале произведения, когда поэт знакомит читателя с пейзажем, использовано сопоставление противоположных по характеру объектов: «храмы и бары», «шикарные кладбища и большие базары», «горе и мир», «Мекка и Рим».
  2. Автор использует инверсию.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector