Анализ стихотворения «Окно» (М.И. Цветаева)

Марина Цветаева — крупная фигура в поэзии Серебряного века. Её удивительной, особенной чертой являлось то, что темы, идеи, вдохновение она черпала из своего внутреннего мира, ее поэзия эгоцентрична, очень чувственна и откровенна. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из стихотворений небольшого цикла «Бессонница», который создавался довольно долго, стихотворения «Окно». Разбор по плану поможет читателю лучше понять творчество автора.

История создания

Осенью 1914 года случилось знакомство двух женщин, двух поэтов, Марины Цветаевой и Софии Парнок. Эта встреча повлияла на жизнь и творчество обеих. Их связь была мучительной для Марины Ивановны, но «увлекательной».

Во время этих отношений и после их разрыва Цветаева написала более 25 произведений. Этим «тяжелым» отношениям посвящен цветаевский цикл «Подруга», который изначально носил имя «Ошибка», выражающее отношение самой Марины Ивановны к данному событию. Сразу после расставания, в 1916 году, появляется цикл «Бессонница», в который входят 11 произведений, «Окно» является десятым из них, а одиннадцатое произведение написано 5 лет спустя, в 1921 году. Обращаясь к данному циклу, для более глубокого понимания части от него, хочется отметить, что образование это случайное (по словам литературоведа Ежи Фарыно), «вынужденно», можно сказать.

Все стихотворения цикла связанны «невидимой нитью». Именно невидимой! Каждое из стихотворений перекликается с другим незаметно, каким-то единожды прописанным словом, образом. От стихотворения «Окно» можно провести нить к стихотворению «В огромном городе моем – ночь…». Если в разбираемом стихотворении окно – это главный образ, то в третьем стихотворении цикла – оно только мелькает, является малой частью общего образа.

1916 год для Цветаевой – это не только время разрыва мучительных отношений, но и время начала нового романа, легкого, хотя, скорее всего, тоже терзающего.

«…это фальцет времени, голос,
выходящий за пределы нотной грамоты…» (И. А. Бродский)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Окно» имеет элегический характер, передаёт воспоминания о минувших событиях, мысли поэта об испытанных чувствах. Чаще всего такие произведения имеют оттенок тоскливости, печали, разочарования, но в то же время и облегчения.

Как известно, Марина Ивановна не принадлежала ни к одному литературному течению, у неё был свой особенный стиль, выделявший её из «толпы». Она очень уважительно относилась к символам, в каждом её стихотворении присутствуют яркие образы – символы, которые мигрируют из произведения в произведение. В данном стихотворении также заметны множественные символы, поэтому его можно отнести к символизму.

Размер стихотворения «Окно» – трёхстопный ямб (в первых двух строфах), а также присутствует шестистопный ямб (в последних двух строфах), который делится на полустишия (трехстопный ямб). Рифмовка – перекрестная в первых двух восьмистишиях и смежная в крайних двустишиях. Рифма в первых двух строфах встречается и мужская и женская (чередуется кроме первых четырёх строк, где присутствует лишь мужская рифма), а в последних строфах – мужская.

Композиция

Стихотворение «Окно» состоит из четырёх строф, разных по количеству строк. Это создаёт определенный ритм произведения, подобный мыслям, которые сначала льются плавно, затем вдруг становятся «короткими», лаконичными.

Анализируемое стихотворение можно разделить на четыре сюжетных части, по количеству строф.

  1. 1 часть – вступительная часть. Лирический герой, а точнее героиня, проходит мимо дома, смотрит в светящиеся окна. Именно в этот момент её одолевают воспоминания. В своих мыслях героиня проводит параллель между двумя «событиями» — горящими окнами и некими воспоминаниями – описывает одно, при этом подразумевая другое.
  2. 2 часть рассказывает о домыслах, фантазийных мыслях лирической героини, которая представляет события, происходящие в этот момент в домах с горящими окнами. Это всё сводится к тому, что каждое событие в человеческой жизни, каждая радость или печаль сводится к окну, лишь к окну, которое в любом случае светится.
  3. 3 часть — «Не от свеч, от ламп темнота зажглась: От бессонных глаз!». В данной части лирический герой рассказывает о причинах «зажжения темноты».
  4. 4 часть – «Помолись, дружок, за бессонный дом, За окно с огнем!». Эта часть – просьба. «Окно», которое зажглось у лирической героини, событие, произошедшее в её жизни – это мучительное явление, тяжелое, поэтому она просит за неё помолиться, поддержать её, понять.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Окно» является сама поэтесса. Отличительная черта лирики Марины Цветаевой – откровенность, искренность, душевность. Все произведения автора – это её жизнь.

Особенными чертами лирической героини данного стихотворения являются задумчивость, тихая печаль, смиренность.

Главным образом анализируемого стихотворения является окно, которое также играет роль огонька среди пучины тьмы. Окно символизирует разделение внутреннего и внешнего, оно подобно двери, но только открытой двери, пропускающей свет вовнутрь. Также иногда окна сопоставляют с глазами, с зеркалом души, что тоже может повлиять на понимание цветаевского стихотворения. Окно – очень многогранный символ. Закрытое окно символизирует личную жизнь, а освещенное окно – символ надежды, символ возвращения домой.

Все эти символические значения легко «вписываются» в понимание стихотворения. Марина Цветаева написала «Окно» в сложный период своей жизни, в период, когда она нуждалась в надежде, в период, когда она после долгого времени вернулась домой, к мужу, к привычной жизни. Если смотреть на «окна» как на глаза, то можно предположить, что поэтесса нуждалась в этот время в понимании, в поддержке, она заглядывала в окна как в лица лучших друзей, которые готовы понять и помочь, способны зажечь огонь в душе Марины Цветаевой.

В творчестве Марины Ивановны часто встречается образ окна, которое связанно с образом дома, а дом для автора – это тело, в котором живет душа. Соответственно, если лирическая героиня смотрит на дом, окна извне, то читатель воспринимает это так, будто «душа не на месте», лирическая героиня в смятении.

Помимо окон, в произведении встречаются такие символы как вино, руки, свечи, огонь.

Вино – это любовь, это животворящая кровь, это жертва. Скорее всего, Марина Цветаева не хотела выделять его как символ, но, если предположить противоположное, то значение это образа легко ложится на тематику произведения. Марина Ивановна переживала расставание с человеком, которого она любила, но это чувство было «неправильным» в её понимании, и это терзало её… Она принесла в жертву свои чувства, и это пошло во благо ей, во благо когда-то любимого ею человека.

Руки олицетворяют выбор правильного пути, что тоже ложится на событийный ряд того времени.

Свечи – очень хороший символ. Это свет во тьме жизни, озарение, стремление к лучшему, это жизнь.

«Может — сотни свеч,
Может — три свечи…»

Исходя из контекста, можно предположить, что свечи здесь – это окна, то есть горят либо сотни окон, либо три окна, или же свечи – это причина, события, то есть произошло либо «сотня» событий, либо «три» события, но в любом случае окна горят, свет присутствует. В конце произведения упоминается огонь — символ торжества света.

Сначала Цветаева пишет об окнах со свечами и лампами, то есть с малыми источниками света, а в конце, подразумевая свою ситуацию, пишет уже об окне с огнем, то есть у неё произошло что-то грандиозное, очень большое, не вмещающееся в образ маленького источника света. Огонь – это символ очищения, символ обновления, того, что и произошло с Мариной Ивановной после расставания.

Все эти символы, образы являются составной частью основного, главного образа всего цикла – бессонницы.

Бессонница для Марины Цветаевой – это «недремлющее око души». Ночь без сна – это чудесное время! Время подумать, время спокойного принятия решений, время откровений, признаний, время для попытки понять самого себя. Бессонница – это взволнованность, неравнодушие, отсутствие какого-либо равновесия и безразличия, то есть «вечное» движение, изменение.

Цветаева пишет, что окна светятся не от ламп, а от «бессонных глаз», что такие глаза есть в каждом доме, в каждом «бессонном доме».

Тема, проблемы, настроение

Темой произведения «Окно» является бессонница. Она является одной из ключевых тем всего творчества автора. Бессонница – основная черта лирического героя Марины Цветаевой. Она – её спутник, помощник в определении своих жизненных позиций, помощник в установлении душевного порядка. Бессонница – это «стиль жизни» лирического героя Марины Ивановны, способ существования физического, духовного, а также и творческого.

Плохо ли это – бессонница? Что это такое? Почему люди не спят ночью, что этому причина? Данные вопросы можно считать проблематикой произведения. Ведь его идея даёт полноценный ответ на каждый из них, автор передаёт читателю свои сокровенные мысли по этому поводу, делится своей «любовью» к ночному бодрствованию, открывает все её положительные стороны.

Настроение стихотворения «Окно» одухотворенное, наполненное духовным осмыслением жизненных явлений, наполненное смирением, принятием, пониманием чего-то очень важного.

Основная идея

Смысл стихотворения «Окно» заключается в том, что даже в одиночестве мы не одиноки. У каждого из людей случаются душевные «трагедии» и радости, у каждого происходит что-то, что меняет жизнь, или не происходит, что тоже влияет на восприятие окружающего. Но в этом мы не одиноки! Физически – да, но не по факту. И ночные бессонные гуляния, заглядывания в окна, мысленные беседы с собой – это способ понять, удостоверится в этом, в какой-то степени даже успокоится.

Анализируемое стихотворение наполнено именно этим смыслом, а также «любованием» бессонницей, благодарением её. Отношение Цветаевой к бессоннице далеко не как у многих! Она для неё – это не расстройство сна, а долгожданная возможность побыть наедине с мыслями, полноценно насладиться окружающим миром, проанализировать пройденное, подумать о будущем. Такова главная мысль стихотворения «Окно».

Средства выразительности

Анализ стихотворения «Окно» по плану завершается списком тропов с примерами.

  1. Эпитеты: «каждый дом», «окно такое».
  2. Метафора: «крик разлук и встреч», «нет уму покоя», «темнота зажглась», «бессонные глаза», «бессонный дом», «окно с огнем».
  3. Гипербола: «сотни свеч», «в каждом доме есть окно такое».
  4. Олицетворение: «и в моем дому завелось такое (окно)».
  5. Анафора:

«Может — пьют вино,
Может — так сидят…»

«Может — сотни свеч,
Может — три свечи…»

  1. Эпифора:

«Может — сотни свеч,
Может — три свечи…»

  1. Оксюморон: «темнота зажглась».
  2. В произведении использована инверсия.
  3. Параллелизм:

«Вот опять окно,
Где опять не спят.»

  1. Эллипсис: «может – пьют вино», «может – так сидят», «крик…- ты, окно в ночи», «может – сотни свеч», «может – три свечи».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

1 комментарий

  1. Егор:

    Спасибо, понравилось

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *