Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Главный и самый эксцентричный футурист Владимир Владимирович Маяковский знаменит своими «кричащими» стихотворениям, которые буквально «ворвались» в поэзию 20 века. Стиль его стихотворений, необычные метафоры — все это до сих пор является примером для подражания многих молодых поэтов. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» — является одним из знаменитых произведений автора, где он высказывает собственное мнение о жизни и искусстве.

История создания

Стихотворение было написано в 1920 году, когда поэт отдыхал на даче в Пушкино с семьей Бриков. Царило марево, затопившее все окрестности, и несчастный творец не мог нормально работать. Это состояние и вдохновило его на стихотворный бунт против жары.

Это было первое лирическое стихотворение, написанное после ряда «революционных» произведений последних лет его жизни. С весны 1919 года Владимир Маяковский серьезно работал над крупным идеологическим заказом, поэмой «150 000 000», затем он написал стихотворение к пятидесятилетию Владимира Ильича Ленина. Как известно, творец очень радостно отнесся к Революции 1917 года, он был одним из ее сторонников и певцов. Весь свой пыл он посвятил строительству нового общества и государства. Даже веселые строки о солнце пропитаны гражданским пафосом и бодрым оптимизмом «по-пролетарски».

Стилистика стихотворения «Необычайное приключение…» отсылает к дореволюционному творчеству Владимира Маяковского, которое было пропитано тонким и непосредственным романтизмом детского взгляда на мир.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Необычайное приключение…» содержит в себе комическое описание — поэт, разозлившись на извечное движение солнца, вызывает его к себе на чай. Но когда лирический герой видит, что солнце, услышав его, спускается с неба и шагает к нему сквозь поля, поэт находится в панике, но старается держаться уверенно и прямо. В то же время в стихотворении выражается личностное восприятие Владимира Маяковского роли поэта в общественной и политической жизни.

Маяковский является одним из главных представителей кубофутуризма – выдающегося своей оригинальностью модернистского течения. Своим творчеством В. В. Маяковский пытался произвести революцию в искусстве, которая была подобна социальной революции. Для него были характерны выпады против представителей других литературных направлений. Он часто участвовал в поэтических дуэлях, чтобы утвердить футуризм как ведущее литературное течение. Представители кубофутуризма пытались реализовать изобразительные принципы французских художников-кубистов, а также поэтические установки итальянских футуристов.

«Необычайное приключение…» — акцентный стих. Акцентный стих подразумевает тоническое стихосложение, которое основано на относительно выровненном количестве ударных слогов и произвольном между ними количестве безударных. Акцентный стих построен на соотнесении ударений, а не слогов, на повышенной роли пауз. Такой стих наиболее всего использовался в 19-20 вв.

Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию. В нем разворачиваются последовательные события:

  1. Поэт утомлен летним зноем и начинает злиться на солнце;
  2. Лирический герой вызывает святило на чай;
  3. Удивление лирического героя: гость спускается с небес и шагает сквозь поля к дому поэта;
  4. Солнце и поэт пьют чай, разговаривают о своих «участях», становятся друзьями;
  5. Собеседники приходят к выводу, что их задача — «светить» всегда и везде до последних дней.

Образы и символы

Стихотворение построено в форме диалога с солнцем, Маяковский не боится к нему обратиться, потому что считает себя равным ему. Это отражает коммунистическую риторику новоиспеченной страны – все люди стали равными, и какого-то центра власти и света больше нет. Сам космос подчинился необходимости освобождения и раскрепощения отношений: само святило становится товарищем, спускается и становится на один уровень с независимыми гражданами нового государства.

Главные герои в стихотворении «Необычайное приключение…» — это лирический герой и солнце. Автор не случайно изобразил в качестве персонажа именно солнце. Это одна из самых ярких звезд, которое озаряет все вокруг, разгоняет тьму своим желтым цветом. Солнце габаритно, масштабно и величественно — именно так воспринимал себя Владимир Маяковский сам, а также все его ближайшее окружение.

Он придал солнцу могучий бас («дух переведя, заговорило басом…»), которым так же обладал. Он был такой же большой, как и солнце: сам поэт однажды сказал, что может убить человека одним кулаком, но делать этого не будет, у него другой характер.

Интересно так же то, что Маяковский обожал желтый цвет. Он также описывает это в стихотворении «Кофта фата». Поэт часто выступал в желтой кофте, которую сшила ему мать — Александра Алексеевна. Солнце в стихотворение тоже обладает любимым цветом Маяковского — желтым. Они с ним светят во все уголки, «льют» свет лучами и «стихами».

Тема и настроение

Тематика стихотворения богата и незаурядна.

  • Рутина и призвание. В тот год в Пушкино стояла невыносимая жара, и день за днем поэт, изнуренный духотой, следил за солнцем, которое то и дело «шлялось» по небу. Сначала вечное движение солнца раздражает Маяковского. Он пишет в стихотворении о своей надоевшей рутине: с 1919 года он сочиняет и рисует тексты и плакаты для информационного агентства РОСТА. Поэту надоело заниматься этой деятельностью, она его «заела» — это и подзадорило его так дерзко обратиться к «светилу». Однако солнце объясняет, что и его основная задача — светить день изо дня. Ему так же не легко, как и творцу, но оно «идет — и светит в оба…». Так и роль поэта в обществе — светить, но стихами. Как бы ни надоедала привычная деятельность, важно не отказываться от призвания и идти вперед, выполняя долг на совесть.
  • Поэт и поэзия. Маяковский возвышает значимость поэта и поэзии, он верит, что творчество просвещает умы людей. Он соглашается «светить» вместе с солнцем до конца своей жизни. Здесь автор имеет в виду и значение гражданской поэзии для дела революции: она просвещает людей, указывает им путь к свободе, равенству и братству.
  • Радость труда. Свое дело, каким бы тяжелым оно ни было, нужно любить. Только осознавая важность своей работы, можно достичь успеха. Солнце понимает необходимость всего живого в свете, поэтому не ленится каждый день выходить на службу.
  • Ответственность перед обществом. Спустившаяся звезда говорит о том, что если уж взялась идти, то надо светить в оба. Так автор хочет донести до читателя, что взятые на себя обязанности нужно выполнять достойно, это дело чести.

Настроение стихотворения бодрое и веселое, оно мотивирует читателя и настраивает его на позитивный лад.

Идея

Главная мысль, обобщающая все содержание стихотворения «Необычайное приключение» — необходимость честного и ответственного труда, своей зоны ответственности, дела всей жизни. Полноценное существование человека невозможно без работы, которая бы высвобождала и реализовывала его природные задатки и способности. К примеру, сам автор выбрал стихи — один из способов, чтобы изобразить мир, заставить общество задуматься о вечных проблемах. И он тянет свою ношу, несмотря на усталость. К тому же ответственному подходу к своему служебному долгу он призывает читателя.

Еще один не менее важный смысл – необходимость труда во благо общества. К примеру, поэзия — это луч, который озарит самые темные уголки мира, человеческой души. Поэтому роль творца велика и тяжела. Ему приходится отдавать себя творчеству и поэзии без остатка, жертвовать собой ради просветления других. Но в этом и состоит великое предназначение людей – объединять свои усилия ради всеобщего благоденствия.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Необычайное приключение…» изобилует большим количеством риторических восклицаний («…А вот идешь — взялось идти, идешь— и светишь в оба!»). Так как Владимир Маяковский обладал своим стилем написания стихов, то у него редко встречается прямой порядок слов в тексте — он наполнен инверсиями («в сто сорок солнц закат пылал» и т.д.).

В стихотворении представлено не так много эпитетов, но все они носят отпечаток уникального и бунтарского стиля поэта:

«акуловая гора», «заговорило басом», «странная ясь», «до бывшей ночи», «тупая сонница», «дней последних», «солнце ало».

Присутствуют и новаторские метафоры:

«катилось лето», «корою крыш», «жара плыла», «лучи-шаги», «двустволка солнц».

А центре стихотворения находится главный троп — олицетворение — солнце выступает в образе человека, которое ведет беседу с лирическим героем.

Также присутствуют традиционные для романтика-Маяковского гиперболы: «в сто сорок солнц закат пылал», «мир залить», «солнца масса».

Автор: Маргарита Старкина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *