Анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин)
Сергей Александрович Есенин – один из наиболее выдающихся певцов русского слова и русской души, на чью долю выпало жить в непростое, но насыщенное событиями время. В поэтическом наследии автора можно найти стихотворения на самые разные темы, но, пожалуй, самыми знаменитыми стали его стихотворные работы, посвященные любви и природе. Не зря Есенина называли «последним поэтом деревни»; он удивительно тонко чувствовал красоту природы, ее настроение и по-настоящему точно и трогательно передавал ее хрупкую прелесть. Такой редкий талант восприятия всего живого и настоящего, природного, отразился и на любовной лирике поэта. Стихотворение «Не бродить, не мять…» покоряет читателя своей удивительной образностью, связывающей воедино любовное томление, грусть лирического героя по возлюбленной и образы окружающего мира, повторяющие внутреннее состояние героя, песню его любви. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого текста.
Содержание:
История создания
Существует несколько версий о том, кому же все-таки посвящено стихотворение «Не бродить, не мять…», созданное поэтом в 1916 году.
- Некоторые считают, что оно написано Сергеем Есениным как впечатление от своей короткой влюбленности в Анну Сардановскую, девушку, жившую с поэтом в одном селе – Константинове. Признаться в своих чувствах красавице юный Есенин так и не осмелился, о чем долго жалел, помня о своем чувстве как о по-настоящему чистом и светлом. В связи с этим, многие считают это стихотворение пророческим. Тоска по потерянной, «относившейся навсегда» возлюбленной стала и знамением скорой смерти девушки, скончавшейся в 1921 году во время сложных родов.
- Другие же называют иную кандидатуру – девушку Наталью, тоже односельчанку поэта, с которой ему пришлось расстаться в связи с отъездом из деревни. Перед долгой разлукой возлюбленные даже решились идти в церковь, но венчать их отказались из-за малолетства. А вскоре, не выдержав одиночества, юная Наталья и вовсе вышла замуж, что нанесло глубокую обиду Есенину.
Жанр, направление, размер
Стихотворение можно отнести к жанру любовной лирики; оно также представляет собой послание. Некоторые критики называют это стихотворение «сном», благодаря удивительной хрустальной прозрачности и плавности строк, а также особому ритму стихотворения.
В поэтике стихотворения чувствуется влияние имажинистских симпатий Есенина, а также символизма – популярного направления в русской поэзии двадцатого века. Таким образом, для полного смыслового и эмоционального раскрытия стихотворения важно оценить и образное, и символическое содержание текста.
Значительную трудность представляет определение размера стихотворения. Его нельзя отнести к популярным дактилю и амфибрахию; стихотворению соответствует такой размер, как дольник (часто использовался поэтами на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков). Особенностью дольника является неровный ритм, вследствие которого стихотворение приобретает отчётливую эмоциональность и экспрессию.
В стихотворении используется перекрестная рифмовка и кольцевая композиция.
Образы и символы
- Наиболее ярко прорисован автором образ возлюбленной лирического героя. Нежный и трепетно хранимый в сердце образ в значительной степени природоподобен. Читатель представляет девушку, чья красота и очарование так же просты и в то же время поразительно пленительны, как и прелесть нетронутой сельской природы. Вокруг образа девушки создается атмосфера чистоты и непорочности, мечты. Сама любовь, юность и красота сливаются в едином образе, олицетворяющем разливающийся багрянцем и алой ягодой закат первого любовного чувства, уже блекнущего, но не стертого с душевного небосвода лирического героя.
- Образ родной земли также получает особое звучание в данном стихотворении. Его практически невозможно отделить от образа возлюбленной, от светлого чувства героя. Есенин трогательно и нежно описывает природу. Прощаясь с любовью, он, одновременно, прощается и с родной природой, с неповторимыми пейзажами, необъятными полями – всем тем, чем жил мальчик долгие годы.
- Что касается символов, особенно ярко у Есенина читается символика цвета. Багряный цвет – символ заката, прощания, обладающий, тем не менее, высокой степенью экспрессии, концентрации и напряжения чувства. Синий – цвет загадки, недосказанности, глубины; это особый цвет для поэта, который часто используется им в колористике речи. «Овсяные» волосы в стихотворении одновременно отсылают нас и к значимому для поэта желто-золотому цвету, олицетворяющему горечь и тоску, и к природности, естественности образа возлюбленной, его близости к земле и всему родному.
Темы, проблемы и настроение
Безусловно, основной в стихотворении «Не бродить, не мять…» становится именно тема любви. Любви целомудренной и чистой, полной восхищения и загадки. Чувство, испытанное героем, свято для него; в нем он открывает великую тайну, приближается к божественной загадке бытия. Благодаря любви герою открывается невероятный дар – видеть и чувствовать истинную красоту: будь то красота любимой женщины или живописная прелесть природы.
Проблема разлуки, расставания также отчетливо звучит в произведении. Герой сердцем прощается с возлюбленной, и слова разлуки звучат трагично. В них много боли, тоски, неутолимой печали. Лирический герой говорит, что возлюбленная уже «отоснилась» ему, однако любовь все еще не покинула его души. Он прощается с реальностью дивной мечты, с воспоминаниями о прогулках среди багряных кустов лебеды, которые теперь обратились не в пыль, но сон. Любовь героя чиста и невинна. Именно поэтому даже в прощальных строках больше любви, нежности и восхищения, чем боли и горечи об ушедшем.
Настроение стихотворение очень тонкое, меланхоличное, чуть таинственное. Мы будто погружаемся в сон, в закатное сияние солнца и сами, может быть, вспоминает о тех, кого когда-то любили.
Смысл
Конечно, данное стихотворение несет основную идею — печальную мысль о разлуке и прощании. Однако невозможно не признать, что слова лирического героя, его послание к любимой, написано очень светлым языком.
Несмотря на горечь расставания, автор, в частности, через использование кольцевой композиции стихотворения, утверждает главную мысль, полную любви к жизни и надежды: в нашем мире все неповторимо, как сон, но в то же время это неповторимое случается с человеком на протяжении всей его жизни, полной не только грусти, но любви и счастья, удач и новых открытий.
Средства выразительности
Стихотворение написано очень образным и богатым языком. Есенин активно использует сравнения: заря «как котенок моет лапой рот» (развернутое сравнение), возлюбленную лирический герой сравнивает со снегом, а ее имя тает «как звук».
Обилие эпитетов также придает удивительную мягкость и красочность тексту: «овсяные» волосы, «тонкое» имя, «невинные» руки, «синий» вечер и др.
Очень точны и эмоциональны используемые автором метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло».
Встречаются, часто как часть метафоры, и олицетворения: соты поют с ветром, а вечер «шепчет».
Повторение первого и последнего четверостишия также можно рассматривать как средство изобразительности. Повторы часто используются поэтом; они придают мягкость, певучесть языку, а также еще раз подчеркивают эмоциональность стихотворения и внутреннее состояние лирического героя.
Автор: Екатерина Озаровская
Говор водяных поющих с ветром сот — это о чем, знатоки?
Вероятно, речь идет о волнах, подгоняемых душистым (медовым, раз упоминаются соты) ветром.