Анализ стихотворения «Тоска по родине» (М.И. Цветаева)

Стихотворение «Тоска по родине» М. И. Цветаевой, написанное поэтессой во время эмиграции, занимает особое место в её творчестве. Многомудрый Литрекон предлагает разобрать произведение, сделав анализ по плану.

История создания

Стихотворение «Тоска по родине» Марина Цветаева написала в 1934 году, находясь в эмиграции в Праге. К этому моменту поэтесса находилась в эмиграции уже довольно долгое время. Чехию, в отличие от Берлина (одно из первых мест, куда отправилась поэтесса), писательница любила. Более того, Марина Ивановна с детства привыкла к путешествиям. Её родители часто отправлялись за границу — отец — по работе, мать — по состоянию здоровья.

Однако эмигрировать в Прагу Марина Ивановна была вынуждена из-за тяжёлых взаимоотношений с советской властью, из-за неприятия этой властью творчества Марины Ивановны. Будучи представительницей интеллигенции, она не могла принять ригоризма пролетариата, не могла перестроиться и начать писать гимны революции. Ее лиричное, глубоко индивидуальное творчество стало лишним, как и ее сословие. Поэтому в произведении «Тоска по родине» всё равно ощущается печаль, которую испытывала М. Цветаева, находясь в разлуке с Россией. Сама поэтесса об этом не говорила и не писала, но читатель может сделать вывод, что данное стихотворение словно посвящено Родине — как одушевлённому лицу, вполне живому и значимому в судьбе автора.

Жанр, направление, размер

«Тоска по родине» — это лирическое стихотворение с жанровой точки зрения. Определить, в каком направлении творила Марина Цветаева, непросто. Начав с романтической лирики, поэтесса вбирала в свою поэзию элементы фольклора. А в годы эмиграции писательница приблизилась к футуризму — её стихотворения постепенно начали принимать кричащий характер, превращаться их плавной песни в некий лирический вопль. Это превращение можно заметить как раз в данном произведении.

Стихотворение «Тоска по родине» написано четырёхстопным ямбом. При этом ритм рваный — М. Цветаева словно кричит, пытаясь ярче выразить искренние чувства. Рифма также не всегда точная. Однако это не делает данное литературное творение менее мелодичным и выдающимся. Наоборот — особый ритм создаёт особое настроение и глубже передаёт переживания поэтессы.

Композиция

Стихотворение «Тоска по родине» написано свойственной творчеству М. Цветаевой композицией — линейной. С каждой строчкой поэтесса раскрывает свою мысль, ведёт размышление. Она начинает с того, что равнодушна, остыла ко всему, что когда-то её трогало, что ей стало совершенно всё равно, «где совершенно одинокой быть». Но постепенно она сама приходит к выводу, что тоска по родине вовсе не прошла и до сих пор волнует её:

Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина…

В этих двух последних строчках Марина Ивановна оставляет читателю намёк на то, что в действительности ей не всё равно, что родная рябина, такое русское дерево, напоминает ей родину, по которой она на самом деле скучает. В этом последнем предложении, оборванном на полумысли, заключается особенность композиции и новаторство автора.

Образы и символы

Стихотворение «Тоска по родине» ведётся от первого лица. В лирическом герое читатель явно узнаёт образ самой Марины Цветаевой — это она рассказывает свою историю, делиться своими переживаниями, своей тоской по родине, которую так яростно пытается заглушить и убедить саму себя в том, что воспоминания и ностальгия по родному краю больше не приносят ей боль и оставляют её равнодушной.

В конце мы встречаем символ родины — рябина. Это дерево для поэтессы символизирует Россию. И это понимает читатель — без особенных объяснений чувствует, что речь идёт именно о родине, а не просто о ягодном кусте.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Тоска по родине» представлены в сокращенном виде. Если в их перечне есть явный пробел, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях, и он дополнит список.

  1. Основная тема стихотворения «Тоска по родине» — это любовь к родине и ностальгия по ней. Как бы лирическая героиня Марины Ивановна ни пыталась убедить себя в том, что равнодушие стало её спутником, она продолжает скучать по родным пейзажам, по русской речи, по своей Родине. И это болезненное чувство тоски и любви к родному краю становится лейтмотивом стихотворения.
  2. Одиночество — это тоже тема произведения, ставшая следствием тоски. В чужой стране лирического героя никто не понимает, там для него нет дома, и все безлично, все бесстрастно по отношению к нему. Он чувствует себя изгоем среди людей, которые просто не могут понять его чувств и даже языка.
  3. М. Цветаева затрагивает проблему эмиграции — ситуаций, когда люди вынуждены покинуть родимый дом из-за конфликта с власть предержащими. Это волнует её саму, и этими переживаниями она делится с читателем в своём лирическом произведении. Перед отверженным встают проблемы непонимания, одиночества и неумения встроиться в быт и нравы чужого края.
  4. Проблема свободы тоже ощущается в строках про пленного льва и камчатского медведя. Все эти образы говорят о том, что герой чувствует себя под дамокловым мечом неволи. Его изгнали из дома, и теперь он всюду пленник, ведь вернуться на родину он уже не может, а значит, пребывает в заключении.
  5. Настроение произведения притворно равнодушное. Оно напоминает едва сдерживаемый гнев и едкий сарказм.

Основная идея

Смысл «Тоска по родине» заключается в том, что куда бы человек ни сбежал, как долго он ни находился бы в изгнании, в эмиграции, сколько бы ни пытался забыться и стать равнодушным, он всё равно будет любить Родину, если она действительно много для него значила. Если это чувство — любви к родному краю — было однажды воспитано, от него не избавиться, не скрыться, не убежать. Это невозможно и, главное, не нужно — эти воспоминания важны для лирической героини Марины Цветаевой. И в итоге, в конце произведения она признаётся в этом.

Человек, у которого отняли Родину, страдает душевно настолько, что это практически перерастает в физическую муку, — вот что пытается сказать Марина Цветаева в своём лирическом произведении. Такова главная мысль стихотворения «Тоска по родине».

Оно пронизано печалью, сплином. Лишь в самом конце читатель чувствует лишь робкую надежду на возвращение в родной дом — на возможность вновь встретить на пути ту самую рябину.

Средства выразительности

В стихотворении «Тоска по родине» Марина Цветаева использовала богатую палитру разнообразных средств выразительности для того, чтобы глубже передать свои переживания в произведении искусства. Тропы с примерами представлены ниже:

  • Ведущую роль играют эпитеты. Например, «разоблачённая морока», «базарная кошёлка», «пленный лев», «зоркий сыщик».
  • Также встречается немало сравнений. К примеру, «как госпиталь или казарма», «остолбеневши, как бревно».
  • Так как большое значение для создания напряжения и особого настроения имеет ритм, поэтесса использовала анафору:

Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

  • При этом Марина Ивановна ловко играет со звукописью. Это чувствуется в следующих строчках:

Мне все́ — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.

  • И, конечно, не стоит забывать про символ, благодаря которому финал стихотворения получился драматичным и трагичным — рябина, в которой М. Цветаева видит Родину.

Автор: Мария Сербина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *