Анализ стихотворения «Муза» (Н. А. Некрасов)
У Некрасова, представителя гражданской лирики, с музой складывались непростые отношения. Во многих стихотворениях предстает она ему, проживает свою отдельную судьбу, измученная, иссеченная кнутом, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.
Муза Некрасова «почувствовать свои страданья научила, и свету возвестить о них благословила…»
Содержание:
История создания
Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.
Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).
Жанр, направление, размер
Жанр произведения: гражданско-философская лирика. Автор рассуждает о своем предназначении – помогать простым людям, рассказывать именно их историю.
Направление: реализм. Поэт говорит о том, что действительно происходит вокруг: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, на труде которого держится страна.
Размер стихотворения: ямб.
Образы и символы
Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей –
Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.
Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.
Темы и проблемы
Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?
- Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
- Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?
Основная идея
Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.
Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.
Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.
Средства выразительности
Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…
Чтобы подчеркнуть всю печаль сложившейся ситуации, автор использует повтор «печальной спутницы печальных бедняков».
Частые инверсии «вдруг плакала она», создают динамику, ощущение беспрестанной страдающей музы. Для этой же цели автор использует пропуск подлежащего «играла бешено моею колыбелью», «почувствовать свои страданья научила».
Много в стихотворении градаций: «расчеты мелочной и грязной суеты <. .. > проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Они создают нагнетающую атмосферу стихотворения.
Тропы Некрасова дополняют и окрашивают эмоциями его мысли, и хоть он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его работам свойственна прелесть изящной словесности.
Автор: Анастасия Чернышева