Анализ мифа о «Тристане и Изольде»

История Тристана и Изольды является, вероятно, самой известной легендой о любовном зелье, а также одной из самых знаменитых кельтских легенд наряду с историями о короле Артуре. Многомудрый Литрекон прочитал миф «О Тристане и Изольде», подготовил подробный анализ, а теперь готов поделиться с любимыми читателями своими наработками. Приятного просвещения!

История создания

Это средневековый рыцарский роман, который в многочисленных вариациях существует с XII века. Источником сюжета, который обычно считают в первую очередь кельтским, является трагедия о запретной любви между корнуэльским рыцарем Тристаном и ирландской принцессой Изольдой во времена короля Артура. 

В мифе рассказывается о том, как Тристан должен был сопроводить Изольду из Ирландии, чтобы она вышла замуж за его дядю, короля Марка из Корнуолла. Во время путешествия Тристан и Изольда выпили любовное зелье, что привело к запретной связи между ними.

Существует несколько теорий о происхождении этой сказки, хотя историки расходятся во мнениях относительно того, какая из них наиболее точна. Так, выделяют британскую, ирландскую, персидскую и романскую версии происхождения.

Жанр, направление

Жанр «Тристана и Изольды» – миф. Это история, передающаяся из поколения в поколение, полная мистицизма, трагизма и метафор. Она не обязательно должна быть правдивой, но важна для культурной памяти, как своего рода мифологический образ, отражающий глубокие идеи и ценности. 

Также в «Тристане и Изольде» есть ряд черт, которые свойственны рыцарскому роману (жанру, популярному как раз в Средневековье). Это ссылки на библейские и мифологические сюжеты, герои-рыцари или наделённые рыцарскими качествами, сказочные мотивы, предопределение судьбы.

Это куртуазное литературное произведение, то есть в нём так или иначе описываются герои, наделённые набором качеств, характерных для рыцарского сословия.

Композиция

Сложно сказать что-то конкретное о композиции мифа о «Тристане и Изольде», поскольку существует множество версий: где-то присутствует деление на главы/песни, а где-то и нет.

Объединяет их линейная композиция и хронологический порядок повествования (в большинстве своём).

Смысл названия

Смысл названия мифа о «Тристане и Изольде» довольно прост, ведь указывает на центральных персонажей – двух влюблённых, чья история является ключевой для понимания всего повествования. Именно их взаимоотношения становятся двигателем сюжета, их страсть и трагическая судьба формируют эмоциональное ядро всей истории.

Название мифа о «Тристане и Изольде» также подчёркивает, что это не просто история о двух влюблённых, а глубокое повествование о силе любви, при этом запретной.

Суть: о чем речь?

Тристан, мастер фехтования и музыки, влюблен в Изольду. Он побеждает ирландского великана, но получает смертельное ранение и лечится при помощи королевы-волшебницы. Тристан раскрывает Изольде своё имя, но она объявляет ему войну, узнав, что он убил ее дядю.

Марк хочет жениться на Изольде и отправляет Тристана за ней в Ирландию. Перед свадьбой королева-волшебница дает служанке Брангиен любовное зелье для молодых.

Тристан и Изольда случайно выпивают любовное зелье и влюбляются друг в друга. Брангиен, понимая свою ошибку, занимает место Изольды в постели Марка в брачную ночь. Марк узнает об измене Изольды, изгоняет Тристана, но они продолжают тайные встречи. За это их приговаривают к смерти, но они сбегают. Марк обнаруживает их спящими, прощает Изольду и в знак уважения к Тристану кладет свой меч между ними.

Тронутые прощением, Тристан и Изольда возвращаются, но Марк изгоняет Тристана. Тот женится на другой Изольде, но не может её полюбить. Раненый, он просит Кахердина передать первой Изольде, что умирает и хочет её увидеть. Он приказывает Кахердину поднять белый парус, если найдет её, и черный, если нет, но жена Тристана узнает об этом плане. Кахердин находит Изольду, и она соглашается прийти к умирающему Тристану. Изольда Белорукая обманывает его, сказав, что парус был чёрным. Тристан умирает от горя. Изольда прибывает, узнаёт о смерти любимого и тоже умирает от разбитого сердца, их губы соединяются в последнем поцелуе.

Главные герои и их характеристика

Герои в мифе о «Тристане и Изольде» немногочисленны:

  • Тристан – этимология имени неизвестна. По одной из версий, был сыном короля Мелиадуса и королевы Изабеллы Лионской, но, к сожалению, его мать умерла при родах. Мелиадус очень любил своего сына, но женился на злой женщине, которая ревновала его и замышляла убить мальчика. У Тристана был преданный слуга по имени Гуверней, который, узнав о заговоре, отвёз его за море ко двору короля Франции, где ему предоставили убежище. Шли годы, и Говернейл искал место, где Тристан мог бы завершить своё образование, и привёл его ко двору короля Марка Корнуэльского. Король Марк был дядей Тристана, он радушно принял его и обучил всем рыцарским манерам и боевым искусствам, в которых Тристан вскоре преуспел.
  • Изольда Белокурая – искусная целительница, принцесса Ирландии. Помогает Тристану вылечиться, не зная, что он убил её дядю, после влюбляется в него.
  • Изольда Белорукая – дочь короля Хоэля. На ней женился Тристан, но там и не смог полюбить. Из-за неё в конце умирают Тристан и Изольда.
  • Брангиен – служанка Изольды, получившая от её матери волшебное зелье. Должна была дать его в брачную ночь королю Марку и Изольде.
  • Король Марк – дядя Тристана, влюбившийся в Изольду по рассказу племянника, а затем и женившейся на ней.
  • Мораунт – ирландский великан, дядя Изольды. Его одолевает Тристан в бою.

Темы и проблемы

Миф о «Тристане и Изольде» объединяет в себе сразу несколько распространённых тем рыцарских романов (если нужно дополнить этот список, пишите в комментариях, Многомудрый Литрекон сделает это):

  • Храбрый герой (Тристан сражается с великаном и убивает его, а позже получает ранение в бою);
  • Обречённые влюблённые (Тристан и Изольда), запретная любовь (Тристан и Изольда), супружеская измена (Тристан и Изольда, Изольда и Марк, Марк и Брангиен).
  • Также присутствует мотив благородства и милосердия: король Марк прощает сбежавших влюблённых.

Основная идея

Одним из ключевых элементов истории о Тристане и Изольде является приворотное зелье, которое заставляет Изольду влюбиться в того самого мужчину, которого она поклялась ненавидеть, потому что Тристан ранее убил её дядю. Любовное зелье символизирует нечто, что угрожает поработить чувства и даже волю людей с самыми благими намерениями и «заражает» каждую их частичку.

Как и это зелье, любовь одолевает всех нас и часто берёт верх над рациональным мышлением (мы влюбляемся в самых неподходящих людей). Если в легенде это свойство объяснили магией, то в реальной жизни мы переживает тот же эффект без всякого снадобья. Но главная мысль произведения о Тристане и Изольде состоит в том, что честь, верность и достоинство должны быть выше страсти. Настоящий рыцарь не нарушит свой долг, как и настоящая Прекрасная Дама. Конфликт чувства и разума должен завершиться победой последнего.

Чему учит?

Миф о «Тристане и Изольде» учит читателей многим вещам уже на протяжении долгого времени:

  • Сила любви. Любовь Тристана и Изольды, рожденная из зелья, но переросшая в настоящее чувство, показывает, насколько сильной может быть любовь и как она может перешагнуть границы морали и социальных норм. Любовь также может быть всепоглощающей и способной на жертвы, но также и разрушительной, если она не находит своего правильного направления.
  • Предательства и искушения. Предательство короля Марка, его верных вассалов и даже жены Тристана демонстрирует, что даже в самой сильной любви могут быть моменты слабости и обмана. Изольда, жена короля Марка, вступает в запретную связь с Тристаном, показывая, насколько сильным может быть искушение и как легко поддаться ему, даже осознавая последствия.
  • Трагичность судьбы. Смерть Тристана и Изольды, разделённых силой обстоятельств, подчеркивает, что судьба может быть жестокой и непредсказуемой. История учит нас, что, несмотря на наши старания, мы не всегда можем управлять своей судьбой и что трагические события могут перечеркнуть даже самые сильные чувства.
  • Человеческий выбор. История показывает, что мы сами несем ответственность за свои решения и что каждый выбор имеет свои последствия.

Критика

Легенда имела неизгладимое влияние на западную культуру. Её различные версии существуют во многих европейских текстах на разных языках, начиная со Средних веков. 

Самые ранние варианты представлены в двух основных формах: так называемые придворная и народная ветви, связанные соответственно с поэмами XII века Томаса Британского (поэта XII века) и Беро (нормандский/бретонский поэт середины конца XII века), последняя из которых, как считается, отражает ныне утраченную первоначальную версию. 

Последующая версия появилась в XIII веке вслед за значительно расширенным «Тристаном в прозе» (автор неизвестен), в котором история Тристана был более тесно связан с легендами о короле Артуре, а Тристан стал одним из его рыцарей Круглого стола. 

Наконец, после возрождения интереса к средневековой эпохе в XIX веке под влиянием романтического национализма эта история продолжала оставаться популярной в современную эпоху, особенно в оперной адаптации Рихарда Вагнера.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *