Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» (А.К. Толстой)

В девятнадцатом веке Алексей Константинович Толстой прославился как известный сатирик и поэт из рода Толстых. Одним из самых знаменитых произведений Алексея Константиновича является стихотворение «Где гнутся над омутом лозы». Знакомясь с текстом, читатель замечает всю многогранность творческой натуры поэта. Рассмотрим анализ произведения по плану подробнее.

История создания

Работу над своим стихотворением Алексей Толстой завершил в 1849 году. Известно, что у данного произведения очень непростая история создания. Вначале у Толстого получилась традиционная народная баллада, которая имеет очень страшный финал. Затем Алексей Константинович решил убрать из своего произведения те самые роковые четыре строфы. В итоге получилась своеобразная зарисовка. Данная ситуация отражает поэтические взгляды Алексея Константиновича. Так, по мнению Толстого, идея произведения не зависит от количества написанных строк, ведь поэзия витает в воздухе и не имеет четкого посыла. Она лишь отражает многогранность и красоту окружающего мира.

Произведение «Где гнутся над омутом лозы» было напечатано в журнале «Русский вестник» в 1856 году.

Жанр, настроение, размер

Произведение «Где гнутся над омутом лозы» относится к жанру баллады. Идея создать данное произведение у Алексея Константиновича возникла под влиянием творений Гейне и Гете. Несмотря на то, что поэт значительно сократил свое произведение, оно не утратило характерных признаков баллады. Так, в нем можно заметить ярко выраженные фольклорные мотивы, присутствие роковых сил, наличие сюжета и некую таинственность.

Размер стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» — амфибрахий с перекрестной рифмой.

Толстой разделял идеи теоретиков «чистого искусства». По его мнению, поэзия создана для красоты, а не для воплощения сложных художественных замыслов. Для серьезных и злободневных тем есть проза, где они раскрываются в полной мере. А поэзия должна быть красивой, легкой и совершенной по форме.

Композиция

Произведение «Где гнутся над омутом лозы» включает в себя четыре строфы.

  1. Благодаря первым двум у поэта получилось создать чёткую экспозицию истории. Женщина решила отправиться на природу, чтобы поиграть со своим ребёнком. Однако спустя некоторое время она устала и захотела немного отдохнуть. Героиня была уверена, что её ребёнок находится в полной безопасности. Однако стрекоза начинают его звать к себе.
  2. В следующей строфе автор подробно описывает стрекоз. Толстой показывает их тёмные намерения.
  3. В финальной строфе Алексей Константинович показывает завершение сложившейся ситуации. Так, стрекозы уверяли ребёнка, что ему будет очень хорошо и весело с ними. Малыш уже готов шагнуть в омут. Однако автор в произведении прямо не говорит об этом. Несмотря на то, что в первой версии произведение заканчивалось трагически. В окончательной версии Толстой специально оставляет финал открытым. Алексей Константинович даёт возможность читателю пофантазировать и самому придумать финал.

Создавая свое творение, автор использовал амфибрахий неспроста. Именно этот размер делает ткань повествования простой и спокойной.

Образы и символы

Центральным в произведении является образ стрекоз. Описывая этот образ, поэт использует приём сравнения. Так, Алексей Константинович сопоставляет этих насекомых с опасными сиренами, которые толкают моряков на смерть. Стрекозы в произведении олицетворяют опасность и верную гибель. Они же играют роль рокового соблазна, который погубил не одного человека.

Также важным в балладе является образ мальчика. Мальчик, находящихся под впечатлением от ярких насекомых, по своей воле идёт в омут. Однако главного героя погубили его фантазия и детская наивность, а не яркие стрекозы. Вот так и человек, находящийся под властью иллюзий, сам идет на смерть.

Помимо этого, читатель восхищается образом летнего дня. Толстой изобразил картину прекрасного тёплого летнего дня. Мальчик находится в изумлении от упоительного летнего денька. Для ребёнка лето представляет собой идеальное время года, однако даже здесь его настигает большая опасность.

Темы, проблемы, настроение

В своём произведении «Где гнутся над омутом лозы» Алексей Толстой затронул очень важную тему. Центральное место в балладе занимает тема хрупкости жизни человека. Поэт утверждает, что человек не может нигде находиться в полнейшей безопасности. Он может встретиться лицом к лицу с угрозой даже на природе среди стрекоз и травы. Ведь он идет на поводу у соблазнов и иллюзий.

Основная проблема произведения «Где гнутся над омутом лозы» — лицемерие угрозы. Соблазн манит нас яркими красками и сильными эмоциями, но он таит в себе настоящую опасность, которую мы не различаем. Обещания стрекоз лживые, как и их доброжелательность.

Природа выполняет роль фона произведения, который обладает своим характером. Она усыпила мать и обманула ребенка, подыгрывая стрекозам.

Настроение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» меняется: от радужного и безоблачного до жуткого и страшного.

Основная идея

Произведение Алексея Константиновича «Где гнутся над омутом лозы» заставляет читателя задуматься о важных вещах в жизни. Не стоит забывать, что на каждом шагу человека может настигнуть опасность, поэтому необходимо всегда быть предельно осторожным — не доверять красочным иллюзиям, на которые так щедро наше воображение. В этом заключается смысл стихотворения «Где гнутся над омутом лозы».

В роли ребенка можно представить каждого из нас. Так часто мы видим что-то яркое, красивое, но не осознаем, что прячется за этой ширмой. Именно свои же иллюзии могут привести нас к обрыву и роковой черте. Такова главная мысль стихотворения «Где гнутся над омутом лозы».

Средства художественной выразительности

Тропы позволили поэту максимально точно передать атмосферу произведения.

  1. Особую роль в балладе занимают эпитеты («отлогий берег», «бюризовые спинки», «весёлый хоровод» и так далее).
  2. Большое значение в произведении играют метафоры («трепущут былинки», «летают и пляшут стрекозы» и другие).
  3. Олицетворения — былинки трепещут, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.
  4. Повторы: «где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт «, «дитя, подойди к нам поближе дитя, подойди, подойди же».
  5. Сравнение: «крылышки точно стекло».

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *