Анализ стихотворения «Душа» (М.И. Цветаева)

Вольтер говорил: «Поэзия – мелодия души». Она может рассказать о прекрасном и возвышенном, милом и трогательном, но может говорить и об ужасе и страхе, бедах и страданиях. Когда поэты пишут свои стихотворения, они без остатка вкладывают свою душу в каждую строчку, в каждое слово. Читая лирические произведения, мы можем узнать мысли и чувства автора. Марина Ивановна Цветаева в одном из своих стихотворений не намекает на свою душу между строк, а показывает её своему читателю полностью. Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочесть анализ стихотворения «Душа» М.И. Цветаевой и узнать, что есть душа для поэтессы и какой она должна быть у настоящего человека. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Душа» Марины Ивановны Цветаевой было написано 10 февраля 1923 года. В этот период поэтесса была увлечена творчеством Сергея Михайловича Волконского. Волконский для Цветаевой был не просто автором близкой ей книги «Родина», но и проводником в мрачном лабиринте жизни, «катализатором» духовности.

Книга С.М. Волконского послужила поводом для Цветаевой к размышлениям об идеальном человеке и его сущности. Возможно, именно поэтому 10 февраля 1923 года было написано стихотворение «Душа», где поэтесса заявляет, что есть настоящая душа человека.

Смысл названия

Название – сильная часть стихотворения, ведь именно здесь бережно хранится тема. Душа – центральный образ разбираемого лирического произведения. Ей посвящено стихотворение-гимн. О ней размышляет поэтесса.

Что такое душа? Какая она? Возможно ли её усмирить? На эти вопросы отвечает Марина Ивановна Цветаева в своём стихотворении.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Душа» можно отнести к жанру гимна, ведь здесь автор восхваляет и прославляет свободную, дерзкую, полыхающую душу человека. Именно такая душа является идеалом для Цветаевой, к которому она призывает стремиться.

Поэзия Цветаевой – калейдоскоп чувств. Стихотворение «Душа» не стало исключением. Ведь здесь поэтесса размышляет о состоянии, которое дарит свободная и независимая душа, рассуждает о чувствах, которые она способна подарить своему обладателю. Но творчество автора нельзя отнести ни к одному течению в рамках модернизма. Оно стоит особняком и хронологически относится периоду серебряного века.

Стихотворный размер в стихотворении «Душа» определить точно достаточно сложно: строки и ритм неровные, рваные. Такой размер Цветаевой выбран неслучайно. Непокорный и прерывистый, он напоминает трепыхание крыльев души, её стремительный полёт с большим количеством виражей и резких поворотов.

Композиция

Стихотворение «Душа» состоит из шести катренов. Условно его можно разделить на две части:

  • Первая часть (первый – третий катрены) – это описание крылатой души. Здесь Цветаева подробно рассказывает о характере и «поведении» души-«лётчицы».
  • Вторая часть (четвёртый – шестой катрены) – это противопоставление воздушного и свободного мира, где обитает душа, и мира человеческого, полного пороков, тесного и мёртвого.

Интересна рифма стихотворения, которая связывает катрены по два. Между собой в четверостишии рифмуются первые три строки, а четвёртая строка рифмуется с четвёртой строкой следующего четверостишия. Такая рифма, кажется, показывает неразрывную связь между противопоставляемыми в стихотворении мирами. Какой бы дерзкой не была душа, она всё равно принадлежит человеку и не может быть полностью свободной.

Образы и символы

Главный образом стихотворения является душа, о которой рассказывает читателю автор. От центрального образа идут образы-уточнения: «лётчица», «крылы», «бури», «страницы» … Душа Цветаевой – это крылатая «лётчица», как ветер, проносящаяся по небу. Её невозможно обуздать, как невозможно усмирить бурю, невозможно поймать и остановить. Душа существует сама по себе, она никого не слушает, никого не признаёт. Кажется, только «лира», символ поэзии и творчества, может немного сдержать пыл «лётчицы», отдав её крылья в «скинии» (место для жертвоприношения), превратив трепетание крыльев в шелест страниц – в искусство.

Мир людей характеризует следующая система образов: «счета», «кипы», «хрипы», «трупы», «куклы». Человек живёт в мире, погрязшем в цифрах, холодных расчётах, войнах, скуке, смерти… Люди живут и страдают, ими легко управлять, словно марионетками. Этот человеческий мир чужой и неправильный для столь темпераментной и необузданной души, описанной в первой части стихотворения.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Душа» — противопоставление материального и духовного миров. Автор показывает сущность души и человеческую природу, которым приходится сосуществовать в вечной борьбе.

Главной проблемой стихотворения «Душа» является вопрос: «Задавит ли мир людей крылатую душу?». И в последней строфе Марина Ивановна Цветаева твёрдо заявляет: «Нет!»:

«Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми – ниц! – сущая,
Не задушена вашими тушами
Ду-ша!»

Благодаря своему нраву, своей стремительности и «характеру» душа останется победителем. Она будет полыхать и плясать, не давая успокоиться и покориться своему обладателю. Она останется чистой и нетронутой грязью мира людей, она продолжит бороться, и в этом её преимущество.

Такая жизнеутверждающая позиция Марины Ивановны Цветаевой придаёт позитивный настрой всему стихотворению.

Основная идея

Смысл стихотворения «Душа» заключается в том, чтобы человек слушал свою душу, следовал за ней в воздушный мир свободы и приятного хаоса, неожиданных поворотов и вечного движения. Если останавливать порывы души, если её давить, то мир «трупов» и «кукол» затянет человека, принесёт ему лишь страдания и подобие настоящей жизни.

Главная идея стихотворения «Душа» – необходимость поддаться порывам души ради спасения лучшего, что в нас есть.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Душа» Марина Ивановна Цветаева активно использует своё знаменитое тире:

  1. «по – лощется»
  2. «ла – зурь»
  3. «над мотыгами – и – спинами»

Она разрывает им строки, предложения, разрывает слова. Всё это работает на главный образ стихотворения и его идею: душа отрицает порочный человеческий мир, она старается отрезать его от себя, отвергнуть его полностью.

Для описания души Цветаева использует эпитеты:

  1. «шестикрылая душа»
  2. «ра-душная душа»
  3. «сущая душа»

Есть в стихотворении и обращения:

  1. «Лира! Лира!»
  2. «Муза! Муза!»

Для усиления образа вечности души Марина Ивановна Цветаева использует анафору:

«И покамест – счета – кипами,

И покамест – сердца – хрипами…»

В стихотворении широко употребляются восклицательные предложения, что также работает на идею. Цветаева уверена в том, что душа должна быть свободной, что люди должны слушать свою душу, и пытается донести это до читателя, используя восклицательные знаки.

Играет Марина Ивановна Цветаева и со звуком. Аллитерация на [х], [с], [ш] («спросившись», «скинии», «полыхание», «двух», «шелестом» …) словно позволяет услышать стремительный полёт души: её крылья свистят, рассекая воздух, шелестят при каждом взмахе.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *