Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» (Н.А. Некрасов)

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей. В настоящей статье Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» по плану, в котором Некрасов живописал тягостную судьбу простой русской женщины.

История создания

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Композиция 

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком; 
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына; 
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»; 
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина. 

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить. 

Образы и символы

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

  1. 1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».
  2. 2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.
  3. 3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

  1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои. 
  2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему прибегнуть, да и после не спешит с «печальным признаньем» в совершённом. Но лирический герой не осуждает поступка отчаявшейся женщины, называя её «друг беззащитный, больной и бездомный», ведь продать собственное тело её вынудила нищенская жизнь, нестерпимый голод и желание похоронить сына по-человечески. 
  3. Одной из ключевых является в стихотворении тема падшей женщины. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта. 
  4. Ещё одна тема, находящая отражение в произведении – тема нищеты, голода, болезни. Сам лирический герой был «больной и голодный», его возлюбленная также истощена горем и нуждой, «вдоволь поплакав» умирает их сын. Безнадёжность положения достигает такой степени, что лирический герой не представляет, как жить дальше:

«С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснём»

Основная проблема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – безысходность положения крестьян. Возможно ли спасение человека из несправедливых социальных условий? Как в существующих общественных условиях ему придти к достойной жизни, а не выживанию? Автор не даёт ответа на этот вопрос, оставляя его для размышлений читателю.

Настроение произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» проникнуто безысходностью, холодом и мраком. Тяжёлая судьба героини, о которой с репортажной чёткостью повествует лирический герой-рассказчик, оставляет у читателя стихотворения горькое послевкусие, навевая тоску, вызывая жалость к «маленькому человеку».  

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» состоит в описании тяжёлой доли человека, по воле судьбы оказавшегося на социальном дне. Несчастная девушка, историю которой нам повествует лирический герой, была с самого детства обречена на жизнь в нищете, постоянно сталкиваясь с жестоким и пренебрежительным отношением даже самых близких людей. 

Коллекцию всевозможных бед, свалившихся на плечи девушки, пополнит и порицание общества, оставляя её совершенно одинокой, беззащитной. Лирический герой, который, судя по сюжету, также не смог остаться с любимой, понимает, что нет её вины в том, какую жизнь приходится влачить, и проклинает несправедливый общественный уклад. Таков смысл стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…». Только его проклятья бесплодны, не способны ничего решить. Они лишь «шевельнутся» в его мыслях и, в конце концов, «бесполезно замрут» . 

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» Некрасов стремится передать сюжет максимально реалистично и ясно, в нём можно встретить немало средств художественной выразительности:

  1. 1.Эпитеты: «улице тёмной», «пасмурный день», «Друг беззащитный, больной и бездомный», «отец твой угрюмый», «муж недобрый», «С бешеным нравом, с тяжёлой рукой», «В комнате нашей, пустой и холодной», «заунывные звуки», «слёз безрассудных», «сидели угрюмо», «сокровенная дума», «голод мучительный», «печальным признаньем», «нищетой горемычной», «злая борьба», «роковая судьба», «именем страшным».
  2. 2.Метафоры: «Сердце сожмётся мучительной думой», «В сердце твоём свершалась борьба», «Зрела в тебе сокровенная дума».
  3. 3.Олицетворения: «судьба невзлюбила тебя», «Пар от дыханья волнами ходил», «шевельнутся проклятия».
  4. 4.Анафора: 

«Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…»

  1. 5.Сравнение: «Принарядившись, как будто к венцу».
  2. 6.Риторические вопросы: «Случай нас выручил? Бог ли помог?», «Кто ж защитит тебя?».

Автор: Екатерина Вельмакина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector