Анализ стихотворения «До свидания, мальчики» (Булат Окуджава)
Военные сюжеты — одна из основных тем советского и российского поэта Булата Окуджава. Темы разлуки, расставания, ухода или тяжелых чувств потери после войны мастерски раскрыты во многих стихотворениях автора. К таким относится стихотворение «До свидания, мальчики». В статье представлена история создания, а также анализ тем, проблем и средств художественной выразительности с примерами.
Содержание:
История создания
Стихотворение было написано через тринадцать лет после войны, в 1958-м. Оно посвящено молодым людям, с которыми автор вырос в одном дворе, и которые так и не вернулись с войны.
Булат Окуджава говорил:
«Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против неё. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я ещё был в учебном миномётном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать»
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» можно отнести к фронтовой лирике, так как ведущая тема — беспощадная война.
По направлению произведение относится к бардовской песне. На музыкальность произведения указывают анапест (размер стихотворения) и повторения «До свидания, мальчики», «Постарайтесь вернуться назад», «Постарайтесь вернуться назад», которые придают мелодичность.
Композиция
Стихотворение «До свидания, мальчики» состоит из двух частей. В первой Булат Окуджава обращается к войне, которая забирает совсем молодых и юных людей. Мальчиков, которые еще не успели вырасти и увидеть мир, но уже ушли на войну:
«На пороге едва помаячили // и ушли, за солдатом — солдат…».
Война никого не щадит, потому автор прощается с ними, так как знает, что многие не вернутся назад: «До свидания, мальчики!». Несмотря на все ужасы, которые там могут произойти, он желает им оставаться смелыми и защищать Родину:
«Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, // Не жалейте ни пуль, ни гранат»
Вторая часть также начинается с обращения к войне, которая забирает теперь не только парней, но и молодых девушек. Они сменяют белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб и счастливой супружеской жизни их ожидают «разлуки и дым». Окуджава также прощается с девушками, так как часть из них тоже может не вернуться: «До свидания, девочки!».
Смысл названия
Название стихотворения отражает надежду и ужас людей в военные годы. Так автор говорит не «прощайте, мальчики», что указывало бы на пессимистичный настрой и гибель многий, а «до свидания» — значит до следующей встречи. В этом уже выражается надежда на светлое будущее и возвращение многих.
Также он обращается не к «мужчинам» или «женщинам», а к «мальчикам». Что указывает на юный возраст тех, кто уходит на фронт. Война не смотрит на количество прожитых лет, ей не важно, кого забирать.
Образы и символы
Первый образ стихотворения – война. Она описана таким эпитетом как «подлая», что показывает отношение автора к ней. Война – бесчестная, низка и презренная. В ней нет ничего хорошего и полезного. При этом Окуджава использует приём олицетворения, оживляя войну, что позволяет ему осудить её за поступки. Так как она забирает жизни и время совсем юных людей, которые еще не познали жизнь.
С помощью образа мальчишек Булат Окуджава показывает, кого именно забирают на фронт. Вчерашние дети уходят на фронт, чтобы защищать Родину и у многих из них не будет будущего, так как они погибнут в бою:
«Повзрослели они до поры, // На пороге едва помаячили».
Образ девчонок – их также забирает война. Молодые девушки отказываются от свадеб и супружеской жизни, уходят на фронт: «вместо свадеб — разлуки и дым». Введение образа девчонок показывают настоящее жестокое лицо войны, которой не важен пол и возраст, она заберет каждого, кто попадётся в её беспощадные руки.
Темы и проблемы
Основная тема – беспощадность войны. Война предстает не как героическое сражение, а как безжалостная сила, лишенная человечности, потому что она не просто «проходит», но активно действует. Она способна только забрать молодых парней:
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая: <…> На пороге едва помаячили // и ушли, за солдатом — солдат…», а также лишить людей на счастливое и мирное будущее: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая: вместо свадеб — разлуки и дым».
Те, кто остался дома, живут в постоянном напряжении, ожидая новостей с фронта. Им остаётся только надеяться, что их вчерашние дети вернуться целыми и невредимыми. Однако внутри каждого до конца будет сидеть страз получить страшное известие. Война – страшная, разрушающая сила, которая делит жизни людей на «до» и «после».
Проблематика стихотворения «До свидания, мальчики» лежит на поверхности. Война насильно лишает молодых людей детства и юности, заставляя их вступать во взрослую жизнь, когда они еще не готовы к этому. Это «ускоренное» взросление пропитано горем и страданием, что лишает их возможности прожить полноценную жизнь, не зная ужасов войны.
Проблема не только в количестве погибших, но и в том, что у каждого из них была своя история, свои мечты и цели, которые были безвозвратно уничтожены. Молодые люди вынуждены жертвовать своей жизнью не ради войны, а вопреки ей.
Смысл
Основная идея стихотворения – некий протест против войны. Так как война не просто забирает жизни людей, а нарушает естественный ход времени – делает вчерашних мальчишек и девчонок солдатами. Словно она похищает молодость, будущее людей вместе с возможностями. Молодые парни, едва начавшие жить, вынуждены стать солдатами, и многие из них погибают, так и не успев насладиться жизнью.
«На пороге едва помаячили» — эта фраза подчеркивает трагическую скоротечность их существования.
Вместо счастливой и мирной жизни юноши и девушки должны жертвовать собой, чтобы защитить Родину. Даже те, кто выживают, навсегда остаются отмеченными войной, неся в себе ее тяжелые последствия. Такова главная мысль стихотворения «До свидания, мальчики».
Чему учит?
Стихотворение Окуджавы «До свидания, мальчики» учит принимать жестокую военную реальность. Многие не вернутся и лягут на поле боя, однако стоит помнить, что всё это делается для защиты родных и их свободы в будущем.
Также произведение показывает, что несмотря на все ужасы войны, стоит верить, что солдаты смогут вернуться домой к близким. Именно поэтому важно говорить не «прощай», а «до свидания», настраивая себя на позитивный лад, ждать и верить в лучший исход.
Средства художественной выразительности
Средства выразительности в стихотворении «До свидания, мальчики» перечислены в списке:
- Обращение: «Ах, война…» — усиливает эмоциональную окраску тем, что автор обращается к самому страшному, что может произойти в жизнях людей, тем самым придавая особую выразительность. Это показывает, что нужно смотреть врагу прямо в «глаза».
- Олицетворение: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». С помощью этого автор не обвиняет людей, которые развязывают войны, он стремится показать, что вне зависимости от конфликта война была, есть и будет самым страшным событием в жизнях людей.
- Эпитеты: «тихие дворы» — показывает, что улицы опустели с приходом войны, так как люди, которые их заполняли на фронте. Он (эпитет) усиливает чувство безысходности и ужаса. «Наши мальчики» и «наши девочки» — этот эпитет говорит не о прямом родстве, а родстве национальном, что уходят на фронт люди нашего государства.
- Повтор: «Постарайтесь вернуться назад» — эта строка как эхо повторяется в конце каждой части стихотворения. В этом повторе выражается надежда, некая мольба, чтобы молодые люди, ушедшие на фронт, выжили.
- Антитеза: «едва помаячили» и «ушли», «свадьба» и «разлука и дым» — с помощью этого приема создаётся контраст между жизнью и смерть, беззаботным детством и резким взрослением, единством и расставанием.
- Параллелизм. История про мальчиков и девочек в первой и второй части соответственно идёт параллельно друг другу. Говорится про подлую войну, после чего те и те уходят на фронт, оставляя прежнюю жизнь. И обе части заканчиваются фразой: «Постарайтесь вернуться назад» — такой простой, но важной просьбой, которая подчеркивает важность жизни.
- Метафора: «Да зеленые крылья погон» — символ утраченной юности, обманчивой привлекательности войны и бессилия перед её разрушительной силой.
- Метонимия: «вы, будьте высокими» — в контексте стихотворения это означает, что автор наставляет их быть бесстрашными и сильными.
Автор: Полина Васильева