Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)

В чем смысл жизни? Кажется, этим вопросом задавался каждый. До него, безусловно, нужно духовно дорасти, ведь поиск смысла жизни – философская категория. Решения проблемы человеческого существования не найти ни в Интернете, ни в книгах, ни в фильмах. На этот вопрос не существует правильного ответа: для каждого человека уготовано свое предназначение. Часто случается так, что люди либо теряют смысл существования, либо не находят его вовсе. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» являет собой размышления Сергея Есенина на данную тему. Чтобы лучше понять мысли русского поэта, обратимся к подробному разбору произведения от Многомудрого Литрекона.

История создания

Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.

Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.

Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!

Жанр, направление, размер

  • Жанр – элегия. Данное стихотворение раскрывает потаенные уголки души поэта. Он наделил каждую строчку интимными переживаниями, проникнутыми настроением грусти.
  • Направление – имажинизм. В 20-е годы выходят несколько произведений, выдержанных в этом модернистском течении.
  • Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано пятистопным хореем. Есенин использует перекрестную рифмовку.

Композиция

Формально произведение состоит из пяти катренов, в каждом из которых лирический герой с эмоциональным нарастанием описывает свои чувства.

По содержанию произведение можно поделить на несколько блоков:

  1. Самые первые строки – начало размышлений автора. Они овеяны грустью, но он только начинает развивать эту тему.
  2. Далее Есенин знакомит читателя со своей молодостью, как с целой страной — местом, где все хорошо, а жизнь беззаботна и весела.
  3. В кульминации стихотворения поэт как будто понимает, что изменился и он сам («я теперь скупее стал в желаньях»).
  4. К концу Сергей Есенин осознает, что все мы обречены на такую участь, что пришло время «процвесть и умереть».

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является лирический герой, переживающий внутренний конфликт: «Я не буду больше молодым». Тоска по юности и свежести впечатлений заставляет его грустить и сожалеть о том, что счастье уже позади. Конечно, лирический герой передает чувства самого Сергея Есенина. В свои 26 лет он успел перенасытиться собственной жизнью. Поэт понимает, что его молодость осталась где-то далеко, что он «увяданья золотом охваченный» «скупее стал в желаньях».

Стихотворение также наполнено символами молодости: «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «белых яблонь дым». Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый ход молодых лет, дым — мимолетность и призрачность юности, а яблони напоминают читателю о весне, которая так быстро сменилась осенью — «увяданья золотом охваченный». Есенин вспоминает о юности, как о далеком приятном воспоминании, навевающем тоску, потому что оно миновало, ушло, ускользнуло…

Темы и проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» — быстротечность молодости. Поэт не просто вспоминает свою юность, но и осознает, что эта благословенная пора больше не повторится, а ведь именно с ней он связывал надежды и ожидания лучшего будущего.
  2. Тема прекрасной и «благословенной» юности тоже играет важную роль в произведении. Есенин с любовью и ностальгией описывает то, что он чувствовал в молодости. Бешеная скачка на розовом коне — вот то ощущение, по которому теперь лишь томится лирический герой.
  3. Определяющей проблемой этого стихотворения стала тоска по юности. Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны сновидению. Теперь уже ничего не исправить и не изменить. Впереди лишь увядание осени, которая не заменит «половодья чувств» весенней поры.
  4. Проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях».

Основная идея

Смысл произведения «Не жалею, не зову, не плачу» весьма поучителен. Приводя собственный пример, Сергей Есенин хотел уберечь читателей от малоприятных мыслей, предостеречь от пустого прожигания своей жизни («все мы в этом мире тленны»). Нужно задуматься о том, что каждый новый день приближает нас к смерти и что нельзя терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин «благословляет и жизнь, и смерть». А разве может быть иначе?

Главная мысль этого стихотворения — смирение с неизбежностью и светлая тоска по тому, что все-таки цвело, а значит, не зря пришло в этот мир.

Средства выразительности

  • Чтобы передать тоскливое настроение, Сергей Есенин использует большое количество эпитетов: «утраченная свежесть», «тленны» и так далее.
  • Поэт также использует метафоры, с целью обрисовать свою юность: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и другие.
  • В конце стихотворения нельзя не отметить лаконичную лексическую конструкцию: льющаяся «с кленов листьев медь» как медленно угасающая жизнь.

Можно сказать, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» строится по принципу градации, так как эмоциональная значимость к финалу произведения заметно возрастает.

Автор: Алина Пак

Читайте также:

комментария 2

  1. Катерина:

    По содержанию* произведения
    В блоке про композицию ошибка в окончании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *