Анализ стихотворения «Благовест» (А.К. Толстой)

Алексей Константинович Толстой прославился в качестве прекрасного поэта, писателя и драматурга в девятнадцатом столетии. За свой творческий путь Алексей Константинович создал немало прозаических и лирических произведений. Одним из наиболее известных поэтических работ Толстого является стихотворение «Благовест». Здесь автор отобразил свои воспоминания, которые вызвал однажды колокольный звон. Многомудрый Литрекон представляет Вам подробный анализ стихотворения «Благовест» по плану.

История создания

Не секрет, что Алексей Константинович на протяжении многих лет находился на дипломатической службе. В связи с этим Толстому приходилось нередко выезжать за границу. В 1840 году поэт вернулся на Родину после длительного пребывания за рубежом. Именно в это время в свет вышло его знаменитое стихотворение под названием «Благовест».

Известно, что Алексей Константинович был верующим и религиозным человеком. Именно с этой чертой поэта тесно связано анализируемое произведение. Толстой считал, что православие представляет собой «генетическую» религию поистине русского человека. Без него народ потеряет свои корни и не будет чувствовать связи с землей. Образ православного храма как будто обусловил возвращение Алексея Константиновича на Родину. Автор часто вспоминал колокольный звон и пейзажи Родины, поэтому вернулся в Россию при первой же возможности.

В 1856 году произведение «Благовест» было опубликовано в журнале «Русский вестник».

Жанр, размер, направление

Произведение «Благовест» представляет собой лирическое стихотворение. В нем автор отразил внутренний мир главного героя. Читатель наблюдает за его религиозными переживаниями.

Литературный размер, использованный в стихотворении «Благовест», — двустопный ямб. Автор неспроста использовал именно этот размер при создании произведения, ведь он максимально точно передаёт перезвон колоколов. Использование перекрестной рифмы также способствует передаче соответствующей атмосферы.

Творчество А.К. Толстого относится к «золотому веку русской поэзии» и отличается классическим стилем того времени. Автор затрагивал вечные темы природы, любви, веры, искусства. Его стихотворения можно причислить к «чистому искусству», ведь поэт считал, что рифма должна служить красоте и гармонии, а не социальной или политической повестке. В отличие от того же Н.А. Некрасова, с которым Толстой дискутировал о творчестве наиболее часто, Алексей Константинович избегал злободневных проблем и предпочитал им вечные темы.

Композиция

Произведение Алексея Толстого «Благовест» включает в себя две смысловые части. В первой из них Алексей Константинович описал православный храм. У поэта с детства остались приятные воспоминания о Черниговщине. В следующей части Толстой рассказывает об ощущениях лирического героя, когда он слышит знакомые звуки благовеста. Главный герой осознает, что благодаря колокольному звону он может забыть обо всем плохом, прикоснувшись к небесной чистоте.

Можно заметить, что анализируемое стихотворение имеет довольно интересную структуру.

  1. В первую часть произведения автор включил два полноценных предложения. Ее завершает восклицание.
  2. Во второй части представлено очень развёрнутое предложение. Здесь автор описал внутреннее состояние главного героя. Алексей Константинович показывает чувства, которые испытывает лирический герой, услышав первый удар колокола.

Образы и символы

Центральное место в стихотворении «Благовест» занимает образ пятиглавого храма, который является яркой ассоциацией с Родиной. Как и положено, храм располагается на кладбище, где люди находят последний приют и объединяются с родной землей.

Очень символичным в произведении является звон колоколов. Этот звук непременно ассоциируется с великой и могучей Россией. Именно этот звон «манит» человека на родную землю. Алексей Константинович вспоминает о своей поездке за границу. Когда поэт находился очень далеко от России, он всегда вспоминал свой родной край благодаря колокольному звону, который звучал в его душе. Как только Толстой вспоминал о благовесте, он тут же забывал о плохих мыслях.

Не секрет, что Алексей Константинович был очень верующим человеком. В связи с этим, Толстой был глубоко убежден, что православие является неотъемлемой частью образа жизни русского человека. Благовест выступает в произведении символом России.

Лирический герой в роли странника вспоминает о Родине благодаря звону колоколов. Он позволяет герою воспарить к небесам и думать о высоком. Он же роднит странника с покинутой Родиной.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в произведении «Благовест» занимает основная тема — духовное родство русского человека и колокольного звона. Влияние благовеста на душу героя — вот главный посыл. Автор подробно описывает уникальные чувства, которые испытывает русский человек во время звона колоколов. Он утверждает, что человек воспринимает звон колоколов больше сердцем, чем разумом. Церковь ассоциируется у автора с образом родной страны. Благодаря звуку благовеста герой мысленно возвращается на Родину.

Тоска по Родине — главная проблема, поставленная автором. Герой тяготится разлукой с родным краем и мечтает о возвращении. Его дом там, где звучит благовест.

Очищение души, которое герой обретает в вере, тоже является темой стихотворения. Звон колоколов и молитва освобождают человека от злых помыслов.

Настроение стихотворения «Благовест» — спокойное, умиротворенное. Герой испытывает духовное очищение и единение с Родиной.

Основная идея

В чем смысл стихотворения «Благовест»? В том, что колокольный звон способен настроить душу человека на благотворный лад и очистить ее от дурных влияний. Где бы ни был наш соотечественник, он всегда может настроиться на тональность Родины и услышать голос России, призывающий его вернуться домой.

Автор считал, что православие является высшей ценностью русского человека. В нем скрывается не только религиозный смысл. Колокольный звон в стихотворении выступает важным православным элементом, который характеризует образ России. Без этих элементов невозможно представить Родину. В этом заключается главная мысль произведения «Благовест».

Средства художественной выразительности

Алексей Константинович использовал различные тропы, чтобы максимально точное раскрыть тематику и основную мысль своего стихотворения.

  1. Очень выразительными являются эпитеты (например, «звон призывный», «пространства небесные», «край благодатный» и так далее).
  2. Особенно заметными являются олицетворения (например, «сердце дрожит и тает» и другие).
  3. Метафоры тоже можно найти: «Блестит крестами»; «Через пространства я
    Лечу небесные».

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *