Сочинение: Вот злонравия достойные плоды (по пьесе Фонвизина «Недоросль»)
(427 слов) Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин написал в 1782 году. В тот период царил век Просвещения. Тогда идея искусства заключалась в воспитательно-нравственной цели. Основной ролью писателей-классицистов было повлиять на развитие человека и его усовершенствование. Поэтому понятие «злонравия» занимает важное место в произведении Фонвизина. Он показывает, к чему приводят людей грубость, жестокость и алчность. Три этих качества отражают смысл слова «злонравие», которое описывает нравственное состояние семьи Простаковых.
В своей комедии автор затрагивает такие проблемы, как отношение дворян к крепостному праву и воспитание нового поколения. Главной темой, все же, считается вторая, из-за чего произведение именуют как «комедией воспитания». Д. И. Фонвизин раскрывает деспотичность и бессердечность помещиков, которые не считаются с крестьянами, и эту модель поведения заимствуют их дети. К примеру, крепостная нянька Еремеевна служит в доме Простаковой около 40 лет, но вместо благодарности за свою работу она лишь получает копейки и пощечины. Госпожа Простакова унижает няньку, а Митрофан вторит ей и называет пожилую женщину «старой хрычовкой». Так, грубость матери передается сыну, и образуется круговорот порочности, который отрицательно сказывается на темпа развития страны.
Причина озлобленности персонажей комедии кроется в их невежественности и нежелании чему-то учиться. Они не осознают, что делают что-то не так, ведь не имеют даже поверхностных знаний о мире. Все исходит из рода семейства Простаковой и Скотинина. Их отец не знал грамоты, не знали и они сами. К тому же, герои считают, что разные науки бесполезны и толком никому не нужны. Они стремятся к деньгам любой ценой: поскольку заслужить достаток они не в состоянии, в ход идут хитрость и жестокость. Эту идею они передают Митрофанушке – представителю нового поколения. Вместе с ним его мать организует похищение богатой невесты, не считаясь даже с законом.
Автор показывает читателю пример вредоносного воспитания в жизни героев комедии, описывая обучение Митрофана. В комедии в дом к Митрофану ходят его учителя – Кутейкин, Цыфиркин и Адам Адамыч Вральман. Эти персонажи в итоге так ничему не обучат мальчика, потому что в подавляющем большинстве сами являются необразованными и ленивыми людьми. А для Простаковой ученье Митрофанушки считалось лишь способом обеспечить ему карьеру.
Д. И. Фонвизин считает, что в вопросах воспитания необходимы не только развитие ума, но и моральные нормы. Мысли о правильном воспитании автор затрагивает в словах героя Стародума во время диалога с Правдиным. Стародум говорит, что государю необходимы не только просвещенные подданые, но и люди высокоморальные, способные на нравственные подвиги. Однако все это чуждо Митрофану: его воспитание не включает ни того, ни другого. Именно поэтому в финале он грубит матери и фактически отрекается от нее. Так, главным плодом злонравия, а именно алчности, грубости и невежества, стало разрушение семьи Простаковых: сын просто не умел уважать родителей, а они не смогли заслужить уважения.
Автор: Тамара Крюкова