Сочинение: Три правды в пьесе «На дне» (М. Горький)

Многомудрый Литрекон представляет «Три правды в пьесе «На дне»», изложенные в сочинении. Кратко и полно (здесь два варианта) он говорит о том, что о правде думали Бубнов, Сатин и Лука. Здесь же он описал их мировоззренческие позиции с цитатами и биографическими справками. Приятного просвещения!

Вариант 1 (кратко)

(505 слов) Драма Максима Горького «На дне» раскрывает человеческие судьбы в трагическом свете: само название произведения даёт понять, что герои находятся в отчаянном положении. От этого по-настоящему значительными становятся монологи, в которых они раскрывают свои взгляды на мир.

Все действующие лица произведения относятся к типу «маленького человека», который в начале XX века привлекал особенно пристальное внимание. Его своеобразие у Горького заключается в том, что это «голый человек», с которого «всё слиняло» — звания, чины, различия в общественном положении. Уже в конце 1901-1902 года, когда была написана пьеса, городская беднота вызывала интерес не просто как социальное явление, но и как источник особой, новой правды времени. Тема поиска истины – одна из главных в произведении. Наиболее ярко формулируют своё миропонимание три героя: Лука, Бубнов и Сатин.

Лука – странник с тёмным прошлым. Он верит в то, что правда губительна для человека, потому что обнажённая неприглядность жизни отнимает надежду: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Герой утверждает, «во что веришь, то и есть». Его слова нужны тем, кто оказался в безнадёжном отчаянии, «на дне» жизни, перед лицом смерти. Анна, умирающая от чахотки, благодарит старика за жалость и обещание покоя – но оно не помогает ей смириться с уходом из жизни. Актёр, которому Лука рассказывает про лечебницу для отравленных алкоголем, воодушевляется новой идеей, но и мечта «начать жизнь снова» не уберегла его от петли в финале произведения. Лука предлагает провести жизнь в забытьи, его убеждения основаны на любви и жалости к людям.

Бубнов выступает против лжи в любом её проявлении и уверен, что обо всём надо говорить с грубой простотой: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но его прямолинейность не идёт никому во благо, потому что он с безразличием относится к человеку. Бубнов не верит, что возможно сопротивляться воле судьбы: эта идея метафорично выражена в словах о людях-«щепках», ненужных после строительства «дома» и плывущих по реке. Это отчаянный фатализм, в котором нет места состраданию, а правда похожа на удар, причиняющий боль. Именно после слов Бубнова о правде Клещ впадает в отчаяние

Позиция Сатина занимает в произведении особое место: он поднимается над всем, что окружает его в повседневности, мыслит масштабно, его идеал – свободный и гордый человек. Сатин понимает, что неправда Луки спасительна для тех, кто гибнет, но отвергает её. В основе убеждений героя лежит вера в величие человеческого духа. Сатин – гуманист, отвергающий рамки эпохи, мыслящий независимо и смело. Монолог героя резко выделяется на фоне остальных его реплик и всей интонации диалогов, его патетические тона, размышления о вечном человеческом достоинстве вступают в контраст с обстановкой нищей ночлежки, где нашли приют одинокие и усталые люди. Этот акцент привлекает внимание читателя, заставляет вспомнить о том, что правда – вечное, высокое понятие. Только гордость, твёрдость, пренебрежение мелочной суетой помогают «чувствовать себя человеком», оказавшись «на дне».

В пьесе Максима Горького «На дне» раскрываются три взгляда на правду, но авторские симпатии на стороне Сатина. Горький верит, что преодоление страданий возможно только благодаря свободе и силе духа. По мнению писателя, только уважение к человеку способно разрушить мир «рабов и хозяев». В правде Сатина слышится голос новой эпохи, надежда на обновление мира силами бесстрашных и свободных людей.

Вариант 2

(1010 слов) Пьеса Максима Горького «На дне» является одним из самых читаемых произведений писателя. В своей драме автор показал жизнь духовно опустошенных людей, опустившихся на беспросветное «дно». В произведении автор затронул много важных и актуальных на все времена тем. Сюжет пьесы образует три смысловые композиции, включающие в себя три жизненные правды. Рассмотрим каждую из них.

Правда Бубнова: отчаяние и мрак

Бубнов — человек категоричный и прямодушный. В его понимании правда — это голые факты, никак не приукрашенные и не завуалированные тактом. Этот человек, не задумываясь, говорит то, что думает, и то, что видит.

“А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

Его мировоззрение очень депрессивно и мрачно. Известно, что Бубнов раньше жил хорошо и имел свое дело. Но узнав об измене жены, герой не смог больше жить как прежде. Он собрался и ушел из дома, оставив все супруге. С тех пор он скитается и нищенствует. Горький опыт надломил его, и он стал обо всем думать плохо. Его отчаяние сквозит в каждой реплике. Он давно разочаровался в окружении и себе самом. Всех людей на Земле Бубнов считает лишними, а их судьбу — делом решенным. По его мнению, человек ничего не может изменить в своей жизни. Его удел определен раз и навсегда, а он «как щепка по реке плывет». Поэтому нет смысла в утешении и доброте, сочувствии и сострадании. Есть лишь объективная реальность, задающая свои правила игры.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется” — считает Бубнов.

По его разумению, человек «пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть», как говорил С. Есенин. Смерть и небытие — вот, что ждет всех людей. А значит, нет разницы, как и чем живет человек, что он делает и думает. Исход один, и нужно смириться с этим. А сама жизнь по правде Бубнова бессмысленна.

Правда Луки, или правда сладкой лжи и утешения

Лука — странствующий проповедник, который прожил очень долгую и нелегкую жизнь. О его прошлом мы знаем немного: по намекам понятно, что Лука сидел в тюрьме, имел горький опыт отношений с женщинами, работал одно время сторожем. Жизненные впечатления убедили героя, что люди нуждаются в жалости и милосердии. По его мнению, правда убивает людей, а вовремя поданная надежда, пусть и иллюзорная, может спасти их от отчаяния. Для него важнее не фактическая точность слов, а их посыл, их назначение:

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело!..»

Лука проявляет свое мировоззрение на практике: он утешает всех обитателей ночлежки. Анне он обещает рай на небесах и блаженство. Насте верит, хоть она и рассказывает небылицы о своей любви. Актеру он и вовсе советует несуществующую больницу для бедняков, где от алкоголизма лечат бесплатно. Пеплу он дает напутствие: жениться на Наташе и ехать в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа и не воровать. Лука выражает уверенность, что все получится, главное — верить.

«…Человека приласкать – никогда не вредно…»

«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! <…> вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»

Лука предпочитает сладкую ложь горькой правде, потому что «не всегда правдой душу вылечишь…». Проповедник доказывает свои слова притчами и историями из жизни. В спорах и беседах старик кроткий, терпеливый, доброжелательный. Он не категоричен и всегда умеет выслушать, посочувствовать, поверить собеседнику. Однако правота Луки сомнительна, ведь в финале он оставляет своих подопечных в самый критический момент. Увы, слабые люди быстро пристрастились к его доброте. Когда старик ушел, они не смогли жить дальше без потока лжи и сочувствия. Актер наложил на себя руки, Настя замкнулась в себе, Анна умерла, Пепел попал в тюрьму, Наташа пропала.

Лука, в отличие от Бубнова, уважал даже самого ничтожного человека и считал его нужным. Особенно он выделял детей и любил говорить о том, что им нужен простор. В жизни он видел вполне определенный смысл — стремление к доброте и чистоте.

Правда Сатина, или правда веры

Сатин — бывший каторжник, шулер. Когда-то он вел нормальный образ жизни: жил в семье, работал телеграфистом, много читал. Но однажды он защитил честь сестры и убил человека. Ему дали четыре года тюрьмы. После этого для него уже «нет хода». Но Сатин принял эти правила игры и решил ничего не делать — «просто обременять землю». По его мнению, люди вообще никому ничего не должны, и смысл бытия каждый определяет сам. Можно просто жить и наслаждаться бездельем — твое право.

Несмотря на то, что Сатину Лука нравится, он с ним не согласен в вопросе о правде:

«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!», — такова позиция Сатина.

По мнению Сатина, ложь оправдывает негодяя и клевещет на невиновного. Если она будет употребляться во благо, то неизбежно будет употреблена во зло, ведь у каждого свое видение блага. Поэтому ложь преступна в любом случае. Кроме того, она унижает личность. Жалость убеждает человека лишь в том, что он жалок. Она никак не мотивирует его справляться с трудностями. Ему проще смириться с тем, что он достоен жалости. Находясь в плену иллюзий, человек никогда не осознает своих недостатков, ведь его всегда утешают.

Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?

Сатин утверждает, что человека нужно уважать, а не жалеть. Сострадание унижает личность и помогает ей лишь смириться с проблемой, но не решить ее. Поэтому Сатин разоблачает ложь Луки и говорит жителям ночлежки правду без прикрас:

«…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет!..»

На жизнь Сатин смотрит весьма оригинально. Он призывает слушателей «обременять землю» и ничего не делать. По его мнению, трудиться нужно только в том случае, если труд — наслаждение. Во всем остальном работа лишена пользы. Сытость не стоит усилий — вот вывод Сатина. Жить нужно только в свое удовольствие, иначе жизнь не имеет смысла.

В своём знаменитом произведении «На дне» Горький представил три взгляда на мир. Но ему ближе всего была точка зрения Сатина. Необходимо жить по законам правды, не признавать ложь, верить в светлое будущее и в свои возможности. Безусловно, человеку нужно говорить только правду. Тогда он сможет понять, в чем его проблема, и исправиться. В пьесе автор задумывается над тем, что главнее для человека: истина или жалость, выраженная в сладкой лжи. Таким образом, произведение Горького пропитано мотивами гуманизма и внимания к человеческой личности.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *