Сочинение: Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого (+ таблица с цитатами)
(637 слов) Одним из самых знаменитых произведений Михаила Юрьевича Лермонтова является роман «Герой нашего времени». История создания книги до сих пор окутана тайной. Выяснить, что именно натолкнуло выдающегося писателя на ее создание, пока не удалось. Известно, что у некоторых персонажей и ситуаций в романе были свои реальные прототипы. Так, например, писатель сам вынужден был пережить то, что выпало на долю главного персонажа в главе «Тамань». У Грушницкого было много общего с Мартыновым — офицером, который имел давний конфликт с Лермонтовым и стал его убийцей. Возможно, поэтому читателя так привлекает сравнение Печорина и Грушницкого. Рассмотрим сравнительную характеристику данных персонажей.
В образах Печорина и Грушницкого автор воплотил молодых и красивых людей. У Грушницкого смуглая кожа и чёрные волосы. Он отличается привлекательным телосложением. Печорин также очень хорош собой. Печорину на момент повествования около двадцати пяти лет. А Грушницкий выглядел старше своих лет. Герою всего двадцать один год, а выглядел он на все двадцать пять. Однако выражения лиц уже вносят первое различие в нашу копилку. Физиономия выдавала Грушницкого с головой: у него «на лице все написано». А мимика Григория Печорина не выражала ничего, кроме эмоции, которую он придавал ему намеренно. Даже когда у персонажа была лихорадка, никто не мог бы это заподозрить. Грушницкий был открыт, а Печорин — замкнут и скрытен.
И Печорин, и Грушницкий являются дворянами. Однако Печорин – богатый человек. Недаром героя называют петербургским победителем. Грушницкий не является таким состоятельным, он родом из провинции. Поэтому у юнкера много комплексов, которые он выплескивает в демонстративном поведении: он надевает солдатскую шинель, обвешивается оружием, корчит гримасы, когда опирается на раненую ногу, которая давно не болит, много говорит. Так он привлекает к себе внимание в обществе и старается заместить чем-то недостаток богатства и знатности. А вот Григорий в себе уверен: его примут в доме любого уровня, на него обратят внимание в любом обществе, поэтому ему совсем не обязательно прибегать к лишним ухищрениям.
Читатель замечает, что Григорий наделён не только состоянием, но и незаурядным умом. А вот Грушницкого умным назвать нельзя. Печорин умеет сдерживать свои эмоции и чувства, что не характерно для Грушницкого. Кроме того, Григорий Печорин отличается храбростью, он не побоялся даже схватки с сумасшедшим казаком, который зарубил Вулича. Грушницкий в произведении показывает себя трусливым человеком: он даже в бой идет с закрытыми глазами.
Печорин не отличается особой болтливостью, герой предпочитает больше молчать в разговоре. Он опасается о чем-то проболтаться, а Печорин не любит раскрывать секреты. Молчание для главного персонажа также представляет прекрасную возможность узнать чужую тайну. Грушницкий, наоборот, очень любит говорить. Герой предпочитает говорить долго, он заранее готовит длинные фразы для разговора. Грушницкий не боится делиться своими тайнами со всеми. В споре он не слушает собеседника, а отвечает только себе.
Печорин является довольно наглым человеком, с людьми герой разговаривает дерзко. Он легко идет на любую авантюру и в стрессовой ситуации готов проявить решительность. Грушницкий, напротив, отличается скромной натурой. Герой нехорошо себя чувствует, если приходиться напрашиваться. Он не уверен в себе и своих решениях, легко поддается влиянию со стороны, ведь даже о своих отношениях с женщинами он готов советоваться с Григорием. Печорин является очень проницательным человеком, персонаж хорошо разбирается в людях. А Грушницкий, наоборот, не способен находить подход к людям, потому что он слишком зациклен на себе.
Между героями есть и некоторые сходства. Персонажи получили достойное образование и воспитание. Оба героя являются военными людьми, которые служат на Кавказе. Также у персонажей есть схожие черты характера. Оба мстительные и самолюбивые, аморальные и лживые. Ради своих целей они идут на всем. И Грушницкий, и Печорин врут Мери, оба хотят использовать ее, и никто из них ее не любит. Складывается ощущение, что они могут любить только себя.
Можно утверждать, что в образе Грушницкого отразились и были преувеличены некоторые отрицательные черты Григория Печорина. Они являются литературными двойниками. Только юнкер стал отражением главного героя в кривом зеркале. Он подражал образу, который считал более модным и интересным, чем он сам. А первоисточник — Григорий, который не казался, а был таким — героем своего поколения.
Критерий оценки | Печорин | Грушницкий |
Отношение к себе | «…по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя…» | «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою…» |
Оценка ума со стороны людей | «…У вас большой дар соображения…» (Вернер о Печорине) | «…«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами…» |
Отношение к женщинам | «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…» | «…даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал…»
«ты лучше меня знаешь женщин» |
Отношение к обществу | «…мне и не здешнее [общество] ужасно надоело…» | |
Причина приезда на войну | Скука | «Романтический фанатизм» |
Цель жизни | Нет цели: «Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты…» (Печорин о жизни) | «Его цель – сделаться героем романа». Грушницкий тщеславен и хочет признания общества. |
Поведение в разговоре с людьми | «…Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул…» | «Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает» |
Выбор между разумом и чувствами | «…Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия…» | «…под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное…» |
Источники наслаждения | «…первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…» | «…он из тех людей <…> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия…» |
Автор: Виктория Комарова