Символический подтекст в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

(418 слов) Юмор и сатира – характерные черты большинства чеховских произведений, которые проявляются через комичные ситуации, диалоги, реплики или нелепое поведение героев. Однако специфическая веселость Чехова скрывает глубокий и серьезный символический подтекст. Доказать это можно на примере известной комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад».

Например, Леонид Андреевич Гаев – родной брат Раневской — легкомысленный и инфантильный барин, которому отведена комическая роль. Он совершает курьезные поступки и произносит нелепые речи. Однако автор представляет Гаева не только как комичного персонажа, но и как человека, окруженного давящей грустью. Это читатель выясняет как раз-таки из контекста. От читателя не укрывается незначительный жест в разговоре о дальнейшей судьбе имения с вишнёвым садом: Гаев «кладет в рот леденец». Герой задумывается и о своей судьбе тоже, от чего становится на его душе неспокойно. Ближайшее будущее, которого Гаев боится, заставляет его замолчать и искать покоя в привычных мелочах. Этот жест возвращает его к раннему детству — к блаженному отдыху на материнской груди.

Еще один пример: обращая должное внимание на подтекст произведения, можно догадаться сразу, что старшая дочь Любови Андреевной не выйдет замуж за Лопахина. Диалог действующих лиц во втором акте, в котором Лопахин насмехается над ситуацией, используя слова шекспировского Гамлета, при этом коверкая ее имя. То есть Варю он сопоставляют с Офелией, которой придется «уйти в монастырь». Этот намек уже в самом начале проясняет читателю ее судьбу:

«Охмелия, иди в монастырь… «…» «Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!»

Лопахин хоть и разбогател, но не смог преодолеть свою мужицкую природу. Его неудачная попытка процитировать Шекспира лишь подчеркивает бессилие. Между ним и Варей разверзлась пропасть непонимания.

Подтекст также позволяет понять авторскую позицию. Автор сочувствует прошлому России, не упускает его достоинств, но признает его оттеснение на задворки цивилизации. Дворянство нежизнеспособно и обречено на увядание. Чехов не осуждает настоящее, ведь не отрицает лидерских качеств капиталиста Лопахина и признает его заслуженный успех. Недаром герой признается, что работает с рассвета и спит мало. Но Чехову больно за вырубленный вишнёвый сад, который является частью богатой природы России и ее культуры. Автор явно возлагает надежды на перемены на образ Анны – младшей дочери Раневской. Его писатель уже преподносит иначе, без всякого комического начала, а даже напротив – Антон Павлович верит в её способности, как в будущее поколение страны. Он верит в мечту Анны «насадить новые сады».

Таким образом, мы можем подвести итог, что символический подтекст в комедии Антона Павловича Чехова играет важную роль. Он помогает раскрыть для читателя литературного героя с новой стороны и уже без смеха окунуться в его душевное состояние, а также предсказать развитие дальнейшего сюжета. Благодаря символическому подтексту возможно проследить за авторским взглядом на те или иные вещи.

Автор: Анастасия Лесникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *