Сатирические образы в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)
(382 слова) Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» — это яркое произведение, где сатира становится главным инструментом для обличения пороков общества. В ней автор создал галерею образов, каждый из которых высмеивает типичные человеческие слабости: жадность, глупость, лицемерие, раболепие и тщеславие.
Центральным персонажем сатирического действия становится Хлестаков. Этот герой, будучи мелким чиновником, случайно оказывается в центре событий, но умело пользуется ситуацией. Гоголь рисует Хлестакова как пустого, легкомысленного человека, склонного к хвастовству и фантазированию. Его нелепые рассказы о своей важности воспринимаются горожанами всерьёз, что подчёркивает их собственное ничтожество. Через Хлестакова Гоголь высмеивает поверхностность и невежество, которые часто ведут к абсурдным ситуациям.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — это воплощение коррумпированной власти. Он хитер и опытен, но его страх перед мнимым ревизором заставляет идти на унизительные уступки и подлоги, лишь бы скрыть собственные преступления. Городничий постоянно говорит о честности, но его слова оборачиваются противоположным смыслом. Алчность настолько ослепляет его, что он готов выдать за Хлестакова собственную дочь, толком не зная жениха. Этот образ сатирически высмеивает тех, кто, обладая властью, забывает о своём долге перед обществом.
Не менее яркими становятся образы чиновников: судьи Ляпкина-Тяпкина, попечителя богоугодных заведений Земляники, начальника училищ Хлопова и почтмейстера Шпекина. Каждый из них наделён комическим пороком: Ляпкин-Тяпкин гордится своим взяточничеством, называя его «русской традицией», Земляника — воплощение бездушного карьеризма, готового на всё ради выгоды, Хлопов — обличение раболепия и чинопочитания, а Шпекин занимается чтением чужих писем, оправдывая это заботой о государстве. Отдельно стоит отметить работу полицейских. Фамилия одного из них «Держиморда» стала именем нарицательным и используется по отношению к тем представителям правопорядка, которые действуют агрессивно и бездумно. Эти образы обнажают не только моральное разложение власти, но и абсурдность её оправданий.
Женские образы также наполнены сатирой. Анна Андреевна, жена городничего, и Марья Антоновна, его дочь, становятся символами провинциального тщеславия и глупости. Их желание произвести впечатление на Хлестакова выглядит комично и нелепо, подчёркивая их подверженность мнимым ценностям.
Добчинский и Бобчинский, два неразлучных горожанина, — это образы провинциальных сплетников. Их наивная верность слухам и стремление угодить власти превращают их в карикатуру на мелкобуржуазный класс.
Сатирический финал пьесы — немая сцена после известия о прибытии настоящего ревизора — подчёркивает бессмысленность и уродливость всех действий героев. Гоголь оставляет их в состоянии замешательства, показывая, что страх и алчность неизбежно приводят к падению.
«Ревизор» остаётся одной из величайших сатирических пьес, где через яркие и гротескные образы Гоголь показывает не только пороки чиновничества, но и общечеловеческие слабости, которые актуальны во все времена.