Сочинение: Роль женщины в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
(521 слово) Одним из наиболее известных произведений Льва Николаевича Толстого является роман-эпопея «Война и мир». Выдающийся писатель показал жизнь простого русского народа в сложное для страны время — исторические события с 1805 по 1820 годы. Лев Николаевич поднял очень много важных и актуальных до сих пор проблем. Среди них можно отметить проблемы взаимоотношений поколений, отношения человека к военным событиям, отношений отдельной личности и власти, истинных и ложных человеческих ценностей. Кроме того, в своем произведении автор поднимает такую важную тему, как жизненное предназначение женщины. Рассмотрим, в чем заключается роль женщины в понимании Льва Толстого.
Известно, что Лев Николаевич трудился над написанием своего романа в первые годы семейной жизни. Таким образом, изображая семьи своих персонажей, писатель создаёт модели семейного поведения для себя и своей супруги. Как можно заметить, удел женщины, по мнению автора, состоит в создании семьи и домашнего очага.
«Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина», — высказался однажды Лев Николаевич.
Из этого высказывания можно сделать вывод, что у женщины, как и у мужчины, существуют определённые обязанности, которые определяются половыми признаками. По мнению Толстого, сама природа дала женщине особое жизненное предназначение быть женой и матерью. Как считает автор, основой общества, безусловно, является мир семьи, и хозяйка в этом мире — женщина.
Противопоставляя внешнее и внутреннее, Толстой раскрывает женские образы в своем произведении. Так, Марья Болконская не обладала красивой внешностью, однако автор обращает особое внимание на ее «лучистые глаза», подчёркивая богатый внутренний мир героини. Марья очаровывает Николая Ростова духовностью, благородством и скромностью. Благодаря супруге у героя получается смягчить свой необузданный нрав. Обретя любовь с Николаем Ростовым, Марья становится женственной и раскрывает весь свой потенциал заботы, любви, ответственности. Такую же роль писатель отвел Наташе Ростовой. Она обладает весёлой и жизнерадостной натурой, умеет чувствовать и восхищаться красотой природы. Именно эта простота и естественность отражает богатый мир ее чувств, которому так симпатизирует писатель. Ростова наконец обретает семейное счастье в браке с Пьером Безуховым. Героиня стремится оказать помощь своему супругу во всем и поддержать его. Она становится замечательной матерью и хозяйкой. В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской автор изображает жен и матерей, для которых любовь к семье является главным талантом.
Образам Марьи Болконской и Наташи Ростовой автор противопоставляет образ Элен Курагиной. Данная героиня, несмотря на свою внешнюю красоту, олицетворяет духовную пустоту и безнравственность. Для Элен вступление в брак представляет собой личное обогащение. Героиня без зазрения совести изменяет супругу и тратит его деньги на свои увеселения. Безухов поражается ее внутренней грубости и черствости. Для Курагиной чужды материнские ценности. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», — заявляет Элен. В итоге, героиня путается в собственных интригах и умирает в одиночестве. Образ Элен Курагиной символизирует безответственное отношение к институту брака и роли женщины в обществе. Нетрудно догадаться, что в образе Элен Курагиной автор показал читателю самые худшие качества женщины, противопоставляя этот образ Наташе Ростовой и Марье Болконской. Для писателя очень важной является семейная гармония, именно ее Толстой и показал в своем романе. Семьи Ростовых и Болконских олицетворяют взаимопонимание и уважение в браке.
Можно утверждать, что в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Лев Николаевич воплотил истинное предназначение женщины, а в образе Элен Курагиной автор показал последствия пренебрежения этой ролью. Описывая женские образы, писатель передал читателю свою мудрость и научил его правильной расстановке приоритетов.
Автор: Виктория Комарова