Сочинение: Роль природы в «Слове о полку Игореве»
(448 слов) В русской литературе природа занимает особое место. С ее помощью поэты, прозаики и драматурги способны создать нужную атмосферу, чтобы погрузить читателя в произведение; сделать яркий фон для разворачивающегося сюжета, передать чувства, переживания героев или некие скрытые смыслы. Словом, благодаря описаниям богатств окружающего мира любое произведение может стать более эффектным и выразительным. Что интересно, описания пейзажей встречаются не только в современных или классических текстах, но и в тех, что появились много веков назад. Так, данным приемом когда-то воспользовался безымянный автор уникального памятника культуры Древней Руси «Слово о полку Игореве».
Уже в первой части, в момент, когда князь Игорь собирается ехать на бой с неприятелями, возникает достаточно занимательная картина. Солнце, которое днем ранее светило привычно ярко, теперь вдруг оказывается скрыто некой тьмой.
«Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла…»
Затмение, особенно в те далекие времена, являлось символом грядущих бед. Боль, потери, великое горе — вот что предвещает Игорю природа, но он не желает ее слушать. И за это неверие он вскоре поплатится позорным поражением.
Присутствуют и другие тревожные знаки, которые должны были уберечь героя от ошибки — гроза, яростные крики животных и появление зловещей птицы под названием Див. Славяне верили, что если Див следует за войском, отправившимся на поле битвы, то поход обязательно закончится трагедией.
Далее автор в большом количестве вводит животные образы. Все они довольно мрачные, показывающие жестокость войны: воющие волки, разъяренные лисы, кровожадные орлы.
«Крик орлов доносится из мглы —
Знать, на кости русские скликают…»
Непосредственно во время сражения шумят крепкие ветра, мутнеют быстрые реки, проносится пыль. Окружающий мир свирепствует наравне с людьми, добавляя напряжение и в без того драматичный момент.
Особенно страшны птицы, которые прилетают полакомиться свежими трупами. Для них погибший человек — всего лишь еда, и не важно, каким он был до смерти. Рассказывая об этом, автор лишний раз подчеркивает хрупкость жизни и масштаб трагедии.
«Вороны над пашнями кружились,
На убитых с криками садились,
Да слетались галки на беседу,
Собираясь стаями к обеду…»
Показателен и эпизод в третьей части, когда мать печалится о загубленном сыне. Вместе с ней юношу оплакивают растения: цветы быстро поникают, а дерево, выражая сочувствие и тоску, склоняет свои ветви.
Конечно же, в тексте природа представляется не только с негативной стороны. Например, когда Игорь возвращается домой из плена, всё вокруг счастливо приветствует его на родной земле. И даже само солнце возвещает о радостном событии.
«И, рассвет весёлый возвещая,
Соловьи ликуют вдалеке…»
Кроме того, звериными чертами в «Слове» награждаются значимые для повествования персонажи: мощный и вспыльчивый Всеволод сравнивается с могучим быком (туром), а всезнающий сказитель Боян — с волком, орлом и соловьем.
Таким образом, автор показывает нерушимую связь людей и окружающего мира. С помощью пейзажей он передает настроение и характеры персонажей, создает подходящее настроение и намекает на дальнейшее развитие сюжета (как в случае с затмением).
Автор: Инна Колокольникова