Сочинение: Роль природы в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(640 слов) Лев Николаевич Толстой является настоящим мастером в изображении русского пейзажа. Писатель использует образы природы, чтобы передать внутреннее состояние героев, их переживания и мироощущение. Огромную роль играет пейзаж в знаменитом романе-эпопее Льва Толстого “Война и мир”.

Автор мастерски использует прием антитезы, чтобы, противопоставляя взгляды, поведение и поступки героев через их отношение к природе, раскрыть основные идеи и проблемы романа. Те персонажи, которым симпатизирует Толстой, умеют чувствовать прекрасное в природе, восхищаться ею. Картины пейзажа в произведении воздействуют на формирование мировоззрения именно тех героев, которые открыты к красоте окружающего мира. А вот те герои, поведение которых осуждает автор, бесчувственны и холодный к природе. Например, Наташа Ростова искренне восхищается лунной ночью в Отрадном и пением соловьев. Ее необыкновенные эмоции пробивают броню сердца Болконского, и он влюбляется в девушку, сумевшую проникнуться прелестью окружающего мира. Вот, Лиза, например, не любит деревню и не находит в ней никакого очарования. Ее кокетство и манерность автор осуждает. Женщина, равнодушная к природе, оказывается неспособной родить самостоятельно. В этом сюжетном повороте мы видим закономерность: люди, отдалившиеся от естественных начал, теряют связь с миром и гармонию внутри.

Картины природы также являются олицетворением жизненных ориентиров и ценностей героев произведения. Особенно образы природы в романе помогают читателю понять сущность Андрея Болконского. Чтобы поподробнее раскрыть образ персонажа, писатель использует яркие пейзажные элементы, ставшие неотъемлемыми символами в романе. Природа помогает показать всю мелочность и ничтожность стремления персонажа к славе. Так, образ неба после Аустерлицкого сражения олицетворяет мысли и переживания главного героя. Перед сражением в сознании персонажа борются противоречивые мысли. С одной стороны, Андрей думает о смерти, осознавая тот факт, что в битве от него мало что зависит:

«Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?».

Однако гордыня и тщеславие берут верх над инстинктом самосохранения героя. В сражении Болконский устремляется вперёд. Однако писатель довольно обыденно описывает в романе героический поступок Болконского: тяжёлая, неудобная ноша в виде знамени сильно мешает Андрею, а ранение автор сравнивает с ударом палки по голове. И вот герой, находясь между жизнью и смертью, падает. Его взгляд устремляется в вечное небо. Образ неба как раз символизирует переломный момент в жизни персонажа. Именно небо олицетворяет крушение былых идеалов и стремлений Болконского. К герою приходит осознание того, что смысл бытия заключается не в подвигах и славе. Андрей вдруг осознает всю ценность жизни. Герой теперь понимает, что самое главное и вечное — это природа, небо, земля, а всё остальное является лишь суетой. Человек должен не убивать себе подобных в стремлении к почестям, а наслаждаться красотой и гармонией вокруг него. Именно с помощью образа неба автор показал ключевой момент в жизни главного героя. Болконский ощущает ненужность войны, и в его жизни начинается новый этап.

Природа помогает героям понять себя и начать с чистого листа. Внутренне состояние Андрея Болконского показывается автором и через образ дуба. Это дерево, являясь символом мощи, силы и непобедимости, отражает характер и мироощущение главного героя. Впервые персонаж встречается со старым и засохшим дубом, что олицетворяет внутреннюю подавленность и разочарование Андрея. Второй раз, после судьбоносной встречи с Наташей, Болконский видит дерево живым и полным сил. Здесь образ дуба символизирует новый период в жизни персонажа. Ведь судьба подарила герою новую любовь и шанс духовного возрождения. Герой, подобно дубу, полон сил, энергии, молодости и жизненных стремлений.

Структурные элементы произведения построены по принципу антитезы, что подтверждается названием романа «Война и мир». Так, в сравнении картин войны и мира участвует и образ природы. Лев Николаевич создал прекрасные образы, наполненные солнцем, светом, росой и искрами костра, описывая охоту и сельские пейзажи. Но, как только автор переходит к повествованию о боевых действиях, образ природы сразу же меняется. Мрачная погода, тёмное небо, затянутое тучами, олицетворяют весь трагизм войны, с которым столкнулась Россия. Холод, зимняя стужа, мертвая природа — вот главная декорация войны 1812 года.

Можно утверждать, что весь роман пронизан картинами природы. Образ природы раскрывает проблематику и тематику известного произведения Льва Николаевича Толстого. Также пейзаж участвует в раскрытии характеров главных героев и их внутреннего состояния. Такова его роль в произведении.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *