Психологизм в рассказе Чехова «О любви»
(400 слов) А.П. Чехов по праву считается одним из самых выдающихся мастеров психологизма наряду с Достоевским, Толстым, Тургеневым. То, как писатель изображает внутренний мир героев, их чувства и переживания, очень своеобразно и глубоко. Подтверждением является рассказ «О любви», поражающий читателя тонкостью своего психологизма.
Чехов в самом начале задает общее настроение произведения посредством художественной детали — нейтральное описание природы воссоздает психологическое состояние персонажей:
«Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя».
Психологический параллелизм возникает и в самом конце рассказа, когда естественное состояние контрастирует с невеселой эмоциональной окраской:
«Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце».
С одной стороны, это служит тому, чтобы еще больше проявить горечь рассказанной истории. С другой стороны, выглянувшее солнце – своего рода символ просветления, катарсиса, испытанного героями.
Психологизм усиливается таким приемом, как повествование от первого лица. Алехин, рассказывая историю своей любви, достаточно часто обращается к собственным переживаниям. Вот как он описывает свои первые впечатления от встречи с женой Лугановича:
«и сразу я почувствовал в ней существо близкое, знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Алехин очень выразительно очерчивает то эмоциональное воздействие, которое оказывала на него Анна Алексеевна:
«неотразимое, бьющее впечатление красоты милых, ласковых глаз, и опять то же чувство близости».
Тем не менее рассказчик не углубляется в детальное описание внутренних процессов, а лишь легкими штрихами обозначает психологические аспекты. Стоит отметить, это закономерно для большинства произведений Чехова, который формирует лишь общую картину, предлагая дорисовывать ее читателю в акте сотворчества. Однако в рассказе «О любви» такая форма изложения оправдана и тем, что она представлена в виде публичной речи, которая, какой бы доверительной ни была атмосфера, не предполагает глубокой саморефлексии.
Психологизм в рассказе скрытый: смутные, неясные впечатления накапливаются, создавая доминантный эмоциональный тон. Если в рассказе и присутствует прямое обращение к внутренним переживаниям, то оно обозначено очень коротко и изящно, с необыкновенной экспрессией, которая помогает акцентировать внимание на ключевых мыслях в произведении:
«…и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить».
Экспрессивность усиливается таким приемом, как умолчание. Рассказ Алехина обрывается многоточием, словно предлагая слушателям и читателям силами собственного воображения прожить душевные терзания, о которых в тексте было упомянуто лишь вскользь.
Таким образом, рассказ Чехова очень емко передает неуловимость душевных переживаний героев. Произведение пронизано глубоким и тонким психологизмом, в создании которого участвуют такие приемы, как художественная деталь, психологический параллелизм, повествование от первого лица, умолчание.
Автор: Энже Муртазина