Сочинение: Природа в романе «Герой нашего времени» (роль и описание пейзажа)

(371 слово) Русские писатели часто изображали пейзажи на страницах своих произведений. Природа играет особую роль в отдельных творениях литературных деятелей. Так, М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» изобразил пейзаж, который обладает несколькими «функциями».

Во-первых, пейзаж — средство выражения психологизма. Описания природы помогают не только раскрыть внутренний мир главного героя произведения, но и понять его душевное состояние в определённый период жизни. Такие лирические отступления неоднократно встречается в «Журнале Печорина». После прочтения дневника Печорин становится понятнее. Перед нами не холодный, равнодушный герой, а человек, тонко чувствующий природу, замечающий в ней даже самую неприметную деталь. Так, в квартире, которую Григорий снял в Пятигорске (глава — «Княжна Мери»), он наслаждается окружающим пейзажем. Открыв окно, Печорин почувствовал, как вся комната «наполнилась запахом цветов», он поэтически сравнивает воздух с «поцелуем ребёнка». Григорий осматривает «серебряную цепь снеговых вершин», любуется горой Машук. Природа оказывает на него сильное влияние, словно в это мгновение пропадают в душе все страсти, желания, стремления. Он полностью сливается с окружающим миром.

Во-вторых, роль пейзажа заключается в том, чтобы придать сюжету дополнительной эмоциональной остроты и мотивировать действия героев. Например, Печорин увидел свою бывшую возлюбленную – Веру. Ему стало грустно, он пребывал в волнении. В этот момент вся природа была в возбужденном состоянии: «воздух был напоен электричеством», высшая точка горы дымилась, небо было затянуто тучами. Пейзаж выражает беспокойство Печорина, его переживания. По-иному описана природа в минуты умиротворения главного героя. Перед дуэлью он совершенно спокоен, замечает вокруг каждую росинку, «трепещущую на широком листке виноградном», жадно старается проникнуть в «дымную даль». Природа отражает уверенность персонажа, наслаждение, которое он испытывает в ту секунду.

В-третьих, Лермонтов использует описание пейзажа в качестве преддверия событий в произведении. В главе «Тамань» Печорин наблюдает за ночной природой, когда ради забавы решает проследить за слепым мальчиком. Море бушевало, пена валунов ежеминутно грозила потопить ближний корабль. Вскоре Григорий сам чуть не оказался под водой: ундина едва не погубила героя. В «Фаталисте» после пари с Вуличем персонаж видит месяц, «полный и красный, как зарево пожара». «Кровавое» светило стало предвестником смерти товарища Григория. Ночью Вулич погиб от пьяного казака.

Таким образом, в произведении М.Ю.Лермонтова изображена тесная связь человека и природы. Описание пейзажа раскрывает внутреннее состояние главного героя, помогает увидеть скрытые черты его характера. Природа играет важную роль и в композиции романа. Состояние окружающего мира иногда становится символом надвигающихся несчастий, неожиданных происшествий.

Автор: Анастасия Сметанова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *