Сочинение: Помещики в «Мертвых душах»: Один пошлее другого (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
(453 слова) «Мертвые души» Н. В. Гоголя – уникальное произведение не только XIX века, но и всей русской литературы. Главный герой поэмы – Чичиков – приезжает к помещикам и просит у каждого из них продать мертвые души, то есть уже умерших крестьян, которые все еще числятся живыми. Именно поэтому помещик вынужден платить за него налог. Кто-то из помещиков видит в Чичикове нарушителя закона и афериста, кто-то, наоборот, рад, что избавился от лишних трат.
Последовательность описания помещиков в «Мертвых душах» не случайна: «Каждый последующий мертвее предыдущего» — таким правилом руководствовался Н. В. Гоголь при создании своего произведения. Порядок помещиков таков: Манилов – Коробочка – Ноздрев – Собакевич – Плюшкин, от смешного – к страшному. Автор использует два принципа создания образа: первый – это статичность, то есть у героя нет прошлого, он не изменяется с годами, а значит, у него нет будущего, второй – эволюционирующий образ Чичикова и Плюшкина, потому что у них есть качества, полезные для России. Они по первоначальному замыслу должны быть очиститься от своих пороков и начать продуктивную деятельность во благо общества.
По способу хозяйствования помещики делятся на расточителей, ведущих бесцельное эгоистичное существование, и скупых накопителей. Коробочка и Собакевич заражены торгашеством, все более проникающим в среду дворянства, которое перестает быть носителем духовной культуры и благородства. Обе тенденции объединяются, и обнаруживается единая природа, доведенная до гротеска в фигуре Плюшкина: накопление приводит к гибели материальных благ и к разрушению хозяйства, не случайно Плюшкин назван «прорехой на человечестве». Подчеркивая в героях общее, Н. В. Гоголь указывает на множество оттенков личности, персональных качеств: сентиментальность Манилова внешне сильно контрастирует с неуемной энергией «исторического человека» Ноздрева. Однако деятельность одного и бездеятельность другого одинаково бесцельны.
Последовательную деградацию помещиков можно также рассмотреть на образе окна. Описывая усадьбы, Н. В. Гоголь акцентирует внимание именно на нем. Окно – воплощение связи человека с окружающим миром, открытость к жизни и склонность к переменам. У первого помещика – Манилова – окно расположено стандартно, но уже у Коробочки оно очень близко от земли – знак ее приземленности. Собакевич борется с замыслом архитектора, намеренно заколачивая окна, у Плюшкина – дом без окон, напоминающий склеп.
Кроме того, шаг за шагом Н. В. Гоголь указывает на деградацию дворянской семьи. Из всех помещиков только у Манилова есть семья. Коробочка – вдова и живет в одиночестве, не считая прислуги. У Ноздрева нет жены, а за детьми поглядывает смазливая нянька. Собакевич живет с уродливой и тощей Феодулией, а Плюшкин, потеряв жену, отрекся от детей. Таким образом, полноценная семья есть только у первого помещика, у последнего же нет никаких близких родственников.
Основная идея поэмы Н. В. Гоголя заключается в том, чтобы показать, что те самые мертвые крестьяне, которых приобретает Чичиков, являют собой души живые, яркие, их жизненные истории и прозвища интересны даже после их смерти. Живые же помещики представляют собой мертвые души, потому что их внутренний мир пуст и бездуховен, они блеклые, меркантильные и недалекие люди, не способные на значительные поступки.
Автор: Вилия Эйтутис