Сочинение: Почему пьесу «Недоросль» называют комедией воспитания? (по книге Д.И. Фонвизина)

(334 слова) При знакомстве с комедией Фонвизина, читателю (или зрителю) представляются две модели, по которым воспитаны главные герои — Митрофан, принадлежащий к лагерю Простаковых, и Софья, сторонница взглядов Стародума.

Митрофан, чьё имя дословно переводится как «подобный матери», полностью копирует черты г -жи Простаковой. Он неграмотен, уважает только тех, на чьей стороне сила, даже резко меняет своё отношение к «матушке» после того, как она теряет всё своё влияние. То есть, принадлежит к той прослойке дворянства, которая лишь кичится своим происхождением, не имея никаких моральных принципов, образования, души — это «пустые» люди. Они не принимают за человека крестьянина, хотя к свиньям относятся едва ли не как к домочадцам. 

Совершенно к другому типу принадлежат Софья и Стародум. Последний является человеком дела, глубоко уважающим петровские преобразования. Его имя указывает на то, что он почитает былые времена, когда до дворянского титула нужно было дослужиться, а не получить его по праву рождения, ничего при этом не сделав. Стародум учит трудолюбию, уважению, жизни по совести. Здесь сразу видно, насколько эти взгляды превосходят быт Простаковых, где к людям относятся хуже, чем к животным, а уважение зависит от того, сколько имеется богатства у человека и насколько у него высокий чин. Эти люди не принимают образования, для них это ненужная нелепость, тогда как Стародум, как человек петровского склада ума, отводит образованию ключевую роль.

Именно конфликт этих двух лагерей и его исход говорят о комедии воспитания. Столкновение происходит на протяжении всего произведения, и в конце необразованное общество Простаковых оказывается в явном проигрыше, торжествуют справедливость, честность и ум. 

Таким образом, читатель видит, что сила не на стороне того, кто грубостью и невежеством пробивает себе дорогу, а того, кто трудолюбив, честен и мудр. Комедия как бы невзначай даёт инструкцию, как устроить свою жизнь так, чтобы не остаться ни с чем, как Простаковы, демонстрирует превосходство разума над необразованностью, что также заставляет людей задуматься. От воспитания, которое вложат в ребёнка родители, зависит не только будущее этого ребёнка, но и будущее народа, страны, и потому комедия Фонвизина взращивала в читателях стремление оказаться поколением Стародума, сохранившем наследие петровских реформ, а не их позднего, современного упадка.

Автор: Александра Новикова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *