Пейзаж в повести «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)
(340 слов) Пейзаж играет важную роль в литературе, особенно в произведениях сентиментальной прозы, к которой и относится «Бедная Лиза» Карамзина. В сентиментализме чувства главных героев преобладают над разумом, им всегда уделяется большое внимание. Помочь в их раскрытии может природа, ведь в восприятии персонажей она может как преображаться от счастья, так и тускнеть от помрачения внутреннего состояния.
Смена времен года также выражает диалектику эмоций: весна ассоциируется с зарождением любви, лето — с пиком страсти, осень — с разлукой и одиночеством. Когда благополучно складываются отношения Лизы и Эраста, то и природа словно благоволит им и синхронизирует пейзажи с их возвышенными чувствами. Любовь расцветает в душе девушки, как образ белых туманов, снова новое зарождающееся чувство, ещё лёгкое и смутное, как и дымка тумана:
«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры.»
А в данном отрывке чувства юной девушки уже нарастают и достигают небывалых высот, природа выступает проводником Лизы к новым этапам ее эмоционального раскрытия:
«Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга; часто лучи сии освещали в глазах нежной Лизы блестящую слезу любви, осушаемую всегда Эрастовым поцелуем.»
Уютный полумрак обострял чувственность, свет луны мягко очерчивал контуры тела, черты лица, скрывая все лишнее на фоне и освещая все то, что близко. «Зефиры» (ветер) ассоциируются с ласковыми прикосновениями.
Совершенно противоположное состояние можно наблюдать, когда близится финал Лизиной истории, даже деревья и тени от них выглядят зловеще и предзнаменуют нечто мрачное:
«Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов.»
Тень дубов выражает помрачение рассудка Лизы, свет любви для нее померк, и лишь глубокий пруд (в омут с головой!) приковывает блуждающий взгляд.
Таким образом, Карамзин использует пейзажную символику для выражения чувств героев. Картины природы передают ощущения более насыщенно и усиливают эффект сентиментализма. Читатель проникается атмосферой произведения и любовью к живописным местам, к естественной красоте природы.
Автор: Артем Иволга