Сочинение: Печорин в главе «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

(440 слов) «Герой нашего времени» – психологический роман, который посвящен раскрытию личности главного персонажа, Григория Печорина. Глава «Фаталист» оканчивает «Журнал Печорина» и весь роман, здесь завершается характеристика внутреннего мира героя. Глава «Фаталист» – краткое произведение, наполненное философским смыслом.

Глава открывается описанием случая на офицерской пирушке, где военные играют в карты, разговаривают и пьют вино. Поручик Вулич рассуждает о предопределении, он готов доказать, что жизнью каждого управляет судьба, поэтому он не может умереть случайно, из неосторожности. Доказать это герой хотел на своем примере: Вулич поспорил с Печориным о предопределении, взял пистолет и навел на себя. В последнюю секунду он выстрелил в подброшенную карту, но вышла осечка. Сначала окружающие подумали, что случайно выбранный пистолет оказался незаряженный, однако следующий выстрел в фуражку доказал обратное.

Фатализм был присущ Вуличу как страстному игроку, причем о карточной игре он думал даже в минуту бесконечных перестрелок с чеченцами. В остальном же это был хладнокровный и достаточно циничный человек, совсем как Печорин. Вулич является своеобразным двойником главного героя. При этом в выражении лица поручика Печорин перед выстрелом прочитал печать смерти. Спор показал, что предопределение существует, доказательства этому последовали и далее.

Буквально через несколько часов Вулич погиб, его разрубил шашкой пьяный казак. Перед смертью поручик успел только сказать: «Он прав». «Он» – это Печорин, который увидел на его лице печать смерти. И сам главный герой испытал судьбу, потому что взял неадекватного убийцу живьем, подвергая себя прямой опасности. Печорин убедился в том, что умрет он не сегодня. В финале герой рассуждает на тему фатализма, ведь он любит рефлексировать и сомневаться во всем. Точное суждение Печорин не вывел, завершилась глава достаточно прозаичным объяснением Максима Максимыча ситуации с Вуличем: виноваты черкесские пистолеты. Однако глава «Фаталист» — судьбоносная в контексте всего романа. На ней обрывается «Журнал Печорина», хронологически дальше была история с Бэлой, после чего герой окончательно утратил надежду на то, что найдет какой-то смысл в жизни, отправился в Персию и умер в путешествии. Судьба все же нашла героя, навсегда успокоив его беспокойную душу.

Глава «Фаталист» раскрывает Печорина как человека, который уже устал от жизни, поэтому легко и решительно идет на смерть. Герой сталкивается с непонятным для него явлением, но не теряется, а также смело отправляется вперед, независимо от того, есть ли судьба или это все случайная ошибка. Эта часть романа завершает образ Печорина, читатель уже понимает его внутренний мир, мотивы его поступков. В его характере много положительных качеств, которые могут принести пользу обществу, однако совершенно нет способа их куда-то приложить, поэтому фигура героя трагична. В Печорине отражается портрет всего поколения, в том числе, образ автора. Молодые, перспективные люди наблюдали противоречия общественной жизни, у них было достаточно ума, чтобы их осознать, но недостаточно возможностей, чтобы преодолеть. Так образовался целый пласт скучающих, несчастных людей, которые не понимали, зачем они живут.

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *