Сочинение: Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин)

(343 слова) Петербург в поэме «Медный всадник» предстает не просто фоном для исторического события (наводнения 7 ноября 1824 года). Он символизирует деятельность Петра Первого на протяжении всего времени его правления, итоги которой и пытается осмыслить Пушкин в одном из самых выдающихся своих произведений. 

Во вступлении внимание обращено на географические и ландшафтные условия («пред ним широко река неслася», «по мшистым, топким берегам», «и лес, неведомый лучам…кругом шумел»), определившие трагическую двойственность «Медного всадника». С одной стороны, «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…». С другой, именно зыбкий фундамент и расположенная близ города река послужили причиной трагедии, лишившей Евгения возлюбленной. 

В описании дум государя по поводу будущей столицы мы можем видеть слова, ассоциирующиеся у нас с домом (сосед, окно, гости, пир). Петроград предстает как нечто родное, с детства знакомое, для народа и как способ налаживания связей с Европой для правителя.

Далее Пушкин противопоставляет почти дикую природу, преобладавшую здесь столетие назад, с цивилизацией, человеческим твореньем, пришедшем ей на смену:

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…

В следующей строфе вводится одна из сторон двоякого отношения к Петербургу (и к ее основателю), о котором было сказано в начале. Многократное анафорическое повторение лирическим героем (самим автором) слова «люблю» находит противопоставление в реплике Евгения в кульминации поэмы («ужо тебе!»). Так, Пушкин, являясь дворянином, восхищается городом, любит «строгий, стройный вид», «оград узор чугунный» и «воинственную живость», при этом видит и обратную сторону – жизнь маленького человека в городе, где никому, даже природе, нет до него дела. Он не способен увидеть великолепие в том, что является фоном для тщетной ежедневной борьбы за лучшую жизнь.

Концепт дома разделен на две части: Петербург (в широком смысле) и дом Евгения (в узком). Город устоял и выполнил свою великую миссию в масштабах страны, однако пренебрег миссией, более значимой с точки зрения судьбы человека — не защитил его.

Таким образом, именно «Медный всадник», продолжающий традиции Антиоха Кантемира и стоящий с точки зрения хронологии и идейного содержания посередине между стихотворениями последнего и «Реквиемом» Ахматовой, определил характер петербургских повестей на следующие 80 лет.

Автор: Александр Ладонцев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *