Сочинение: Образ Николая Петровича в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)
(396 слов) Система образов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» сложна и многогранна, каждый персонаж в ней – типичный представитель того или иного идеологического течения со своими взглядами и принципами. В ее основе лежит конфликт между поколениями (конфликт «отцов и детей»), который проводит невидимую черту между образами Николая Петровича и его брата с одной стороны и образами Аркадия и Евгения Базарова с другой. В лице первых отражается консервативная позиция просвещенного дворянства, устоявшиеся взгляды на жизнь и соблюдение традиций, образы вторых – воплощение мнений прогрессивной молодежи и строителей «нового мира». В таком контексте особенно интересен образ Николая Петровича Кирсанова – грамотного помещика, типичного представителя старой России.
В сцене знакомства героев Николай Петрович представляется пышущим здоровьем, «веселым, свежим, румяным» гостеприимным хозяином дома и производит приятное впечатление на окружающих. Тургенев усиливает это впечатление красочными описаниями внешности героя: «Черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». Николай Петрович выглядит как типичный русский помещик, хозяин дворянского гнезда, уютно устроившийся в глухом уголке России. В его образе нет никакого блеска, он воплощает собой деревенскую простоту и естественность: «Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…». Называя Николая Петровича «барином», Тургенев подчеркивает принадлежность героя к традиционному дворянскому сословию. В целом, его внешний вид описывается мало, автор оставляет образ Николая Петровича немного расплывчатым, тем самым делая его собирательным, воплощая в нем основные черты русского дворянства.
История жизни героя также оставила отпечаток на его внешности и характере. Одна из важных говорящих деталей его облика – хромота. Как генеральский сын, он должен был поступить на военную службу, но «переломил ногу», что и определило его дальнейший жизненный путь: «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…». Хромота героя символична – это олицетворение слабости старой дворянской России, время которой медленно подходит к концу. Это доказывает и увядающее хозяйство помещика, о котором говорят, что он «не довольно практичен» и «в хозяйстве вряд ли смыслит».
Основные увлечения Николая Петровича – чтение, игра на музыкальных инструментах и созерцание природы. Они романтизируют героя, противопоставляя его педантичному и циничному Базарову и усиливая конфронтацию между поколениями. Романтический образ героя поддерживается его нежной привязанности к Фенечке – молодой крестьянке. История этих отношений высвечивает то, насколько важна любовь для Николая Петровича, ставящего духовные ценности выше традиционных порядков и правил.
Таким образом, образ Николая Петровича – это образ типичного русского дворянина, живущего в переломное для страны время. Вокруг него сосредотачивается традиционный мир старой России с ее консервативными взглядами, устоями и романтическими мечтами о спокойной жизни.
Автор: Дарья Калачева