Сочинение: Образ князя Серебряного в романе Толстого (А. К. Толстой)
(402 слова) Исторический роман «Князь Серебряный» продолжил список произведений А. К Толстого, посвященных временам правления Ивана Грозного. Еще до него писатель не раз обращался к образу русского царя: в балладах «Князь Михайло Репнин» и «Василий Шибанов», а также в стихотворении «Старицкий воевода».
Во время работы Толстой опирался на знаменитый труд Н. М. Карамзина «История государства российского», откуда позаимствовал не только фактические сведения, но и идеи для сюжета. Также, помимо «Истории» автор активно пользовался воспоминаниями Андрея Курбского — русского полководца и приближенного Иоанна IV — изложенными Н. Г. Устряловым в «Сказаниях князя Курбского». С помощью этих и многих других источников Толстому удалось наиболее точно и полно отобразить события и мировоззрение героев. С публикацией писатель не торопился — боялся цензуры. Немногим ранее произведение другого литератора на подобную тему было запрещено только потому, что царь выставлялся в невыгодном свете. Тем не менее, опасения оказались напрасными — роман высоко оценила императрица Мария Александровна, и его выпустили без сокращений. При жизни автора «Князя Серебряного» перевели на пять языков, трижды переиздали в России, и даже попытались перенести историю на театральные подмостки.
Главная проблема, поднимаемая в произведении — неспособность большинства людей противостоять действиям власти, ведь за этим непременно последует жестокое наказание. А те, кто попытается выступить против, не смогут найти себе место в этом несправедливом мире. Примером такого борца за истину является центральный герой романа — Никита Романович Серебряный. Как человек честный, простодушный, сочувствующий, он не остается в стороне, когда видит совершающееся преступление. Например, открыто борется с произволом опричников.
«…станичники правда, люди худые, а всё же лучше твоих кромешников!»
Герой не хочет слепо следовать своему долгу подданного, в нем просыпается гражданское самосознание. Стремление к справедливости и правде выделяет этого героя из толпы. Никита Романович задумывается о том, что не хочет служить тирану:
«Кабы не был он царь, … я знал бы, что мне делать; а теперь ничего в толк не возьму; на него идти бог не велит, а с ним мыслить мне невмочь; хоть он меня на клочья разорви, с опричниной хлеба-соли не поведу!»
Помимо этого, Никита Романович способен на искренние чувства — он по-настоящему любит Елену Дмитриевну. Однако его любовь выше обычных для того времени собственнических притязаний на женское сердце. Он смог полюбить героиню настолько, что готов был отпустить ее к другому человеку.
«Боярыня, … видно на то была воля божия… и ты не так виновата… я не кляну тебя…»
Достойно герой принимает и свою судьбу, не нарушая данного слова. Важно, что он покоряется воле царя не из-за страха и даже не из-за долга. Так, когда ему предлагают бежать перед казнью, он отказывается, говоря следующее:
«Я обещал царю не выходить из его воли и ожидать, где бы я ни был, суда его!»
Примечательно, что героя держит в темнице его свободная воля, а не приказ государя. Он дал слово и имеет мужество следовать своему решению до самого конца. Автор демонстрирует в идеалах своего персонажа будущее всего дворянского сословия — высокие понятия о чести и достоинстве. Князь Серебряный хочет служить, а не прислуживаться, поэтому не может не осуждать произвола опричников. Его принципы вступили в неразрешимое противоречие с чувством долга. Возможно, именно поэтому Никита Романович принял решение монарха: жить в конфликте с самим собой невозможно, как и служить тому, кого не уважаешь.
Негативное отношение князя Серебряного ко многим решениям государя не мешает ему оставаться верным и благородным человеком. Толстой умело изобразил сильную, цельную личность, настоящего патриота и борца за справедливость.
Автор: Инна Колокольникова