Сочинение: Нравственные полюса Молчалина и Чацкого (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»)
(682 слова) Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» открывает новую страницу в истории национальной русской литературы ─ эпоху реализма. Автор использует некоторые приёмы классицизма ─ единство места, действия и времени, говорящие фамилии персонажей, но в пьесе изображена современная автору действительность. На ее фоне автор описал нравственные полюса представителей того времени.
Главный герой, Александр Андреевич Чацкий, возвращается в Москву, где он не был три года, и сразу отправляется в дом высокопоставленного чиновника Фамусова. Причина ─ давняя любовь Чацкого к дочери Фамусова Софье. Когда-то, будучи четырнадцатилетней девочкой, Софья полностью разделяла прогрессивные взгляды Чацкого, теперь же она осуждает его насмешки над высшим московским обществом, и Чацкий задумывается:
« … нет ли впрямь тут жениха какого?».
Соперником Чацкого оказывается Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий в его доме. Вначале Чацкий не воспринимает его всерьёз, он отказывается верить, что Софья может полюбить такого человека: «В нём ни на грош ума». Но Софья сама рассказывает Чацкому, почему ей симпатичен Молчалин:
«Он уступчив, скромен, тих, чужих и вкривь и вкось не рубит».
И уже Чацкий согласен, что Молчалин, который боится иметь своё мнение и сказать лишнее слово, действительно может сгодиться в мужья для Софьи:
«Услужлив, скромненький, на цыпочках и не богат словами. Муж − мальчик, муж − слуга, идеал московских жениных мужей».
Вот только ума у него мало. Под словом «Ум» в то время подразумевались не только интеллектуальные способности, но и обладание своей точкой зрения, вольнодумие ─ всё, чего начисто лишён Молчалин. Своими главными достоинствами Молчалин считает умеренность и аккуратность. При этом он ─ лживый, беспринципный, лицемерный человек. Роман с Софьей не мешает ему признаться в любви её горничной Лизе:
«Как я тебя люблю!»,
«А барышню?» ─ спрашивает Лиза,
«Её по должности, тебя…»
«От скуки», ─ говорит Лиза, которая оказалась проницательнее своей госпожи и сразу разгадала истинные намерения Молчалина.
Он мерит людей своей меркой и хочет расположить к себе Лизу, обещая ей подарки. Но та отвечает, что не льститься на интересы, и спрашивает у незадачливого ухажёра, почему он с барышней скромен, а с горничной ─ повеса? Далее Молчалин вновь признаётся Лизе в любви и прямо говорит о том, что в Софье ничего завидного не видит, а на упрёк Лизы Молчалин отвечает, рассказывая о наставлениях, полученных им от отца:
«Во-первых, угождать всем людям без изъятья ─ хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была» ─ вот его нехитрый моральный кодекс.
После Молчалин даёт понять, что брак с Софьей для него ─ путь к почестям и богатству.
Совсем не таков Александр Андреевич Чацкий. Он «умён, и весел, и остёр». В отличие от своего оппонента Молчалина, который прислуживается постоянно, Чацкий смело заявляет Фамусову, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий ─ свободолюбивый, храбрый, честный, прямолинейный человек, который не боится прямо высказывать свои мысли и выражать свои чувства. Ему противны карьеризм, низкопоклонство, двуличие, которые царят в окружении Фамусова. Сам Фамусов характеризует Чацкого следующим образом:
«Не служит, то есть в том он пользы не находит. Жаль, очень жаль, он малый с головой…».
Чацкому не нужны награды, слава, продвижение по службе. Своё предназначение он видит в бескорыстном служении Родине. Чацкому ненавистен тот мир, в котором людей проигрывают в карты и обменивают на собак, где преклоняются перед всем иноземным. Он открыто обличает «негодяев знатных», нисколько не боясь уронить себя в их глазах. В конце комедии может сложиться впечатление, что главный герой побеждён: он уезжает из Москвы, фамусовское общество смеётся над ним и считает его безумцем. Но в действительности Чацкий ни на шаг не отступает от своих убеждений и одерживает моральную победу над своими противниками. В Софье, которая теперь живёт по законам мира Фамусовых и Молчалиных, Чацкий разочаровался.
И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» утверждает, что и один в поле воин, если он ─ Чацкий. То есть человек с твёрдым нравственным стержнем ни за что не позволит окружающей среде сломать себя, заставить плясать под свою дудку.
В своей пьесе Грибоедов создал живые и глубокие образы, в которых отразились не только обычаи и нравы грибоедовской эпохи, но и разные типы человеческих характеров, человеческие пороки. Имена персонажей стали нарицательными. Так, приспособленчество и подлость стали называть молчалинством. Конфликты в человеческих и общественных отношениях, показанные в «Горе от Ума», были и будут всегда, поэтому комедия Грибоедова по праву заслужила честь называться бессмертной.
Автор: Артем Аввакумов