Сочинение: Музыка революции в поэме «Двенадцать» (А. Блок)
(466 слов) А. Блок восторженно встретил революцию, принял ее как неминуемый «мировой пожар», очистительное пламя которого должно было уничтожить старый мир и выстроить на его месте новый. Понимая неизбежность возможных жертв, он не испугался разрушительной новой силы, а призывал в своей статье «Интеллигенция и революция»: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Наиболее точно уловить ритмы, эмоциональный тон новой жизни, трагичные и фарсовые ноты революции поэту удалось при создании поэмы «Двенадцать».
Выстраивая сюжет произведения, Блок активно использовал прием контраста. На фоне разбушевавшейся по всему свету стихии резко противопоставляются автором два мира: старый (с буржуем, попом и барыней в каракуле) и новый, представителями и защитниками которого являются двенадцать шагающих по городу красногвардейцев.
Прямо под растянутым над улицей плакатом «Вся власть Учредительному Собранию!» старушка в слезах подсчитывает, сколько бы вышло из такого «огромного лоскута» портянок для раздетых ребят. Рядом какой-то длинноволосый, возможно, писатель, рассуждает о гибели России, а навстречу ему движется невеселый поп, вспоминающий свое прежнее житье. Барыня в каракуле не выдержала натиска стихии и растянулась посреди улицы на скользком льду.
На фоне этого точно переданного поэтом городского многоголосья центральным и главным становится марш красногвардейцев, звуки которого вторят разбушевавшейся стихии: «Революционный держите шаг!». Эти люди задают основной тон общей революционной симфонии. Среди них разыгрывается кровавая драма: один из двенадцати, Петруха, в порыве ревности убивает Катьку, прежде гулявшую с юнкерами, а теперь замеченную с одним из жандармов. В этом жесте выражается варварская сила новой стихии, о которой постоянно напоминает поэт: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» или «Пальнем-ка пулей в Святую Русь».
Событие приобретает и символический смысл – борьба за Катьку соотносится поэтом с борьбой за Россию, и очень важным здесь оказывается предостережение не убить и не разрушить необдуманно то, за что борешься. Так произошло с Катькой, и Блок не желает такой судьбы для своей страны.
Времени на раздумья и сожаления нет, нестройный марш вновь движется вперед сквозь метель истории, в которой пока сложно рассмотреть будущее. Несмотря на одержимость двенадцати революцией, Блок с опасением замечает, что эти люди отбросили старое, но еще не обрели новых ценностей:
«И идут без имени святого все двенадцать – вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль…»
В финале поэмы перед красногвардейцами возникает образ Христа, несущего красный флаг. Христос предстает не в терновом венце, как его принято изображать, а «в белом венчике из роз» — символе чистоты и обновления. Одной из трактовок появления этого образа можно считать попытку Блока оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости, как неминуемое орудие обновления жизни, и, одновременно, желание напомнить «творцам революции» об общечеловеческих ценностях, которые так легко в этой борьбе растерять.
В своей поэме А. Блоку удалось передать «музыку», которая звучала вокруг него и в душе самого поэта. Это проявилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосье произведения, где сменяют друг друга интонации марша и городского романса, народные запевы и лозунговые призывы. Поэт не скрывает своих опасений, но благословляет вернувшуюся в мир музыку истории.
Автор: Юлия Филипская