Сочинение: Любимые страницы в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
(466 слов) Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой один из лучших образцов русской художественной литературы. Он написан прекрасным выразительным языком, персонажи показаны ярко и реалистично, а затронутые проблемы и ныне остаются актуальными. Возможно, именно по этим причинам роман до сих пор популярен среди молодежи, а образ Григория Печорина, несмотря на всю свою противоречивость, становится примером для подражания. Среди десятков станиц романа сложно выбрать любимые, и все-таки, последние страницы «Княжны Мэри» стали для меня особенными.
Они рассказывают о том, как Григорий Печорин убивает юнкера Грушницкого на дуэли, как с тяжелым сердцем возвращаясь домой, он узнает об отъезде дорогой сердцу Веры. Погоня, отчаяние, тяжелый разговор с княжной Мери и в конце главы – исповедальные строки Печорина, посвященные самому себе. Эмоциональная «плотность» текста поражает, и сложно представить, как герой смог пережить все это в столь короткий промежуток времени.
Каждое из описанных событий по-новому раскрывает Печорина, сталкивая его с уже знакомыми людьми в совершенно неожиданных обстоятельствах.
Печорин убивает Грушницкого, понимая, что лишает жизни, в сущности, миролюбивого и безобидного юнца, который не заслуживает смерти. Противоречие разрешается трагично, и убийство тяжелым камнем ложится на сердце Печорина. Позже, получив письмо от Веры, герой не позволяет себе терять ни минуты на самоутешение. Еще не придя в себя после дуэли, он с полным отчаянной решимости сердцем гонится «за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно». Но ничего, кроме издохшего коня и «счастливой диверсии» страдания, герой не получает. Печорин теряет то, что сам не впускал в сердце долгие годы, женщину, которую, кажется, не мог потерять. Герой заплакал «как ребенок», удивившись своим слезам так же, как и безрассудности своего внезапного горя.
Наутро, после болезненно крепкого сна, Григорий едет к юной княгине, сталкиваясь с неотвратимостью объяснения. Невозможно обвинить героя в бессердечности. С сильно бьющимся сердцем, он вошел к княжне, чтобы своей честностью избавить ее от им же созданных иллюзий. Привыкшему играть с Мери Печорину приходится раскрыть себя. Более всего удивительно то, что в дневнике героя мы можем увидеть намек надежды, выраженный в попытке Печорина отыскать «хоть искру любви к милой Мери». Подобное чувство, кажется, совсем не идет горделиво одинокому, холодному, рассудочно-циничому Печорину, который не привык сомневаться.
Счастлив ли Печорин в той роли, которую он сам себе выбрал? Вероятно, читатель скажет, что нет. Возможно, и сам Печорин согласился бы с нами. Но может ли он жить иначе, уже привыкший к вечному руководству холодного рассудка, отлученный от теплоты сердца руками своего времени (или своими собственными?)?
На страницах романа Григорий Печорин так и останется неразгаданным персонажем. Пережив три встречи в один день – встречу со смертью, с потерей, с любовью и надеждой, каждая из которых оборачивается встречей с самим собой – он, уверенный, что понял себя полностью, даже для себя остается загадкой. И пусть «душа его сжилась с бурями и битвами и, выброшенный на берег, он скучает и томится». Он, как и каждый из нас, ждет свой «желанный парус», «ровным бегом приближающийся к пустынной пристани».
Автор: Екатерина Озаровская